Берковская Наталья Владимировна
Сущность мотивации к учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии для понятия «мотивация» характерно употребление в двух смыслах: 1) мотивация представляет собой систему факторов, которые побуждают активность организма к каким-либо действиям, определяющих направленность и объясняющих поведение человека. В качестве таких факторов выступают такие понятия, как потребность, мотив, намерение, интерес, стремление, цель; 2) мотивация является процессом, который обеспечивает поведенческую активность на определенном уровне, мотивирование.
Публикация «Сущность мотивации к учебной деятельности» размещена в разделах
Имеет место и практика употребления термина мотивационная сфера, в состав которой входят основные структурные элементы мотивации – потребности, цели, ценности, идеалы, а также и иные побудители человеческого поведения – интересы, задачи, желания и намерения. Мотивационная сфера, по мнению В. Г. Леонтьева, есть «иерархизованная динамическая система», которая может обладать такими характеристиками, как широта, гибкость, иерархизированность. Широту мотивационной сферы представляет собой качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивы, потребности, цели. Гибкость мотивационной сферы заключается в том, что в соответствии с обстоятельствами, необходимыми для удовлетворения одного и того же мотива, используются различные средства. Иерархизированность является характеристикой строения всех уровней организации мотивационной сферы, взятых в отдельности.
С позиции С. Л. Рубинштейна, проблема мотивации является конкретизацией проблемы психической причинности. Мотивированность на определенное действие обуславливает множество факторов, преломляемые особенным образом посредством внутреннего мира личности. Мотив рождается как результат активной переработки психики человека всех воздействий, включая внешние и внутренние.
Понятие «учебная мотивация» включено в активный словарь педагогов и находит свое отражение в виде работы со смысловым содержанием в течение всего обучения учеников в школе. Прежде всего, данный термин в обиходе соотносят с выражениями: «готовность к школе», «мотивационная сфера ученика», «познавательная активность», «мотивация деятельности ученика», «самоконтроль и самооценка» и пр. Большое количество литературы и многообразие мнений в них, отражает, в первую очередь, неразрешимость данной проблемы на практике. В своих исследованиях ученые рассматривают причины устойчивых изменений в поведении личности, в том числе, через поиск ответов на побуждающие к действию вопросы: «ради чего?», «почему?», «в чем смысл» и т. д.
Внутренние мотивы учебной активности учащихся появляются в процессе принятия, осмысления учебного материала и затем путем осознания значимости трансформируются в потребность познания в целях обогащения личного опыта. Внешние стимулы могут вызываться поощрением и наказанием, оценками, успехом и неудачей в глазах сверстников и значимых взрослых, при этом отражая некую субъективную зависимость, что выступает в качестве неустойчивого фактора мотивации.
Необходимость в формировании учебной мотивации у учащихся, которые находятся на любом уровне обучения, неоспорима, поскольку является одним из трех основных факторов, которые влияют на успешность личности в той или иной деятельности, к остальным относится компетенции и социальная адаптация.
«Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, – падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу – избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться».
В соответствии с законом Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности зависит от силы мотивации. Желание учиться представляет собой сложное многоаспектное явление. На успешность учебной деятельности оказывает влияние сила и структура мотивации. В ее структуре психологами были выделены познавательные и социальные мотивы, которые связаны с разнообразными отношениями учащихся с окружающими. В целях успешного обучения ребенка, целесообразно сочетать познавательную (стремление ребенка к освоению и поиску способов получения новых знаний) и социальную мотивацию (стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию). Безусловно, на эффективность учебной деятельности отказывает влияние и социально-психологические и социально-педагогические факторы. По окончании начальной школы происходит снижение уровня познавательной активности, несмотря на то, что на данном возрастном этапе у большинства учащихся формируется рефлексия, они уже осознают, зачем учиться, для чего это им необходимо (зачатки социальной мотивации).