Валерия Ушкина
Сущность и содержание профессиональной готовности педагогов ДОО к реализации интерактивных технологий дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена актуальной в современном образовании проблеме профессиональной готовности будущих педагогов доо к реализации интерактивных технологий дошкольного образования. Рассмотрены содержание понятия «интерактивные технологии» и выявлены его структурные компоненты на основе анализа современной нормативной, педагогической и методической литературы.
Темочки:
Ключевые слова: интегративные технологии, технология, педагог, профессиональная готовность педагогов, дошкольная образовательная организация.
Процесс реорганизации всей системы образования, который протекает уже много лет, высокие требования предъявляет и к организации дошкольного воспитания и обучения. Он интенсифицирует поиски новых, психолого-педагогических подходов к этому процессу, имеющих большую эффективность. На современном этапе развития общества инновационные процессы затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень неосуществим без разработки и внедрения инновационных технологий воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Новые методы, формы, средства и технологии, использующиеся в педагогической практике, которые ориентированы на личность ребёнка, на развитие его способностей, определяются инновациями. В России на современном этапе развития происходят изменения и в образовательных процессах : усложняется содержание образования, акцентируя внимание будущих руководителей дошкольного образования на развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий дошкольного образования.
Под современными технологиями дошкольного образования в исследовании понимается система инновационных методов, способов и средств обучения, воспитания и развития личности ребёнка в современных социокультурных условиях, рекомендованная к внедрению в учреждениях дошкольного образования.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании : научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность будущих руководителей заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей. Поэтому в рамках исследования возникла необходимость выявления специфики и структуры формирования готовности будущих и действующих будущих руководителей к реализации современных технологий дошкольного образования,
С одной стороны, педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, либо совершенствовать их. Современные технологии и методики сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Традиционными категориями, которые используются в педагогике для анализа образовательных процессов, являются: цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленное применение этих категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности.
Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах П. Р. Атутов [1], Т. А. Мясоед [3], А. П. Панфилова [4], Н. Е. Попова [5] и др.
Можно было бы привести и ряд других определений понятия технологии, но, в сущности, все они отражают характерные признаки технологии :
технология – категория процессуальная;
технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.
Технологии могут быть классифицированы в несколько обобщё нных групп по общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития (Г. К. Селевко) [6, с. 36].
В И. Загвязинский, в ходе работы над проблемой различения технологий, предложил использовать термин «обучающая технология» и определил следующие группы: поисково-исследовательские технологии, технологии критериально-ориентированного обучения, имитационные (моделирующие) технологии и информационные [2].
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов и технологий обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» – это «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивные технологии – система проектирования и организации взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, формируется их жизненный опыт с применением адекватных целей, форм, методов, средств, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе с последующим воспроизведением и тиражированием.
Правильно организованная система методической работы с педагогическими кадрами – важнейшая составляющая педагогического процесса, его успешного развития и функционирования в дошкольных учреждениях.
Поэтому в нашем исследовании интегративные технологии мы рассматриваем как конкретный инструментарий образовательной организации, целью которого является повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов.
Одним из способов повышения эффективности управления дошкольной образовательной организации является внедрение в практику интерактивных технологий образовательного процесса. Процесс внедрения интерактивных технологий в сферу образовательной деятельности это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на повышение эффективности педагогического процесса.
Интерактивные технологии в организации образовательного процесса позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ДОО, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения, что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов ДОО, влияет на качество организации образовательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения.
Системно-сопоставительный анализ проблемы исследования показал, что к современному педагогу предъявляются более высокие требования владение методами и формами организации образовательного процесса с помощью интерактивных технологий; воспитатель должен владеть необходимыми современными технологиями для организации образовательного процесса, в свою очередь современные технологии традиционно рассматривают как систему мер, направленных на формирование педагогического мастерства отдельных будущих руководителей и педагогического коллектива в целом.
Итак, применяя интерактивные технологии в организации образовательного процесса в ДОО, педагоги могут значительно повысить свою педагогическую компетентность : расширить область профессиональных знаний, получить возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений.
Литература:
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. – 1996. – № 2.-С. 236.
2. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании / В. И. Загвязинский // Образование и наука. – 2015. – № 5 (124). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-svyazi-metodologii-i-tehnologii-v-pedagogicheskom-issledovanii (дата обращения : 25.04.2020).
3. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения : Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А. П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 192 с.
5. Попова, Н. Е., Рожкова, О. В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст] : / Н. Е. Попова, О. В. Рожкова // Fundamentalis scientiam, Madrid, Spain – 2018. – С. 35-40.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование. 1998. – 256 с.