Олеся Черникова
Сущность и основные особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Публикация «Сущность и основные особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, связанной с выбранной темой; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ и обобщение материала; собственные выводы. Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование, организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце IXX века (А. Я. Герд, М. М. Стасюлевич, Р. Э. Армстронг, Т. Гексли, впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б. В. Всесвятский, И. П. Плотников, В. Я. Стоюнин, И. И. Срезневский, К. П. Ягодовский).Термин «исследовательский метод» был предложен Б. Е. Райковым, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход, метод эвристического исследования, метод проектов.
Научно-исследовательская деятельность — такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знаний с заранее неизвестным результатом.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.
Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом.
Объект исследования — это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести». Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования — это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, то есть технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько — какие-либо подтвердятся, какие-либо нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «Если, то…» или «Чем, тем…». В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика — это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Приёмы исследования: теоретические, эмпирические, философские, общенаучные, специальные, качественные, количественные, диалектические, статистические, исторические, социологические, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация, формализация, аналогия, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, классификация, типизация, дифференциация, гипотетика, прогностика.
В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.
Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:
- первый этап исследования — подготовительный — включает в себя обучение участников исследования выбору проблемы и темы, определению и подготовке объекта и предмета, целей и задач, разработке гипотезы исследования, подготовке инструментария.
второй этап - конструирующий -это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
третий этап – экспериментальный.
четвёртый этап - контрольный.
пятый-заключительный-подведение итогов и оформление результатов.
Таким образом, исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта. Когда ученик соприкасается с наукой, он самореализуется и наблюдает развитие творческого потенциала других детей. Это становится для него очевидным и не вызывает отрицания. Прежде всего, наука развивает ум. Она требует от ученика и, следовательно, воспитывает в нём системность и последовательность, обучает различным схемам мышления, показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их.
Исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, помогая ученику стать более внимательным, спокойным, конструктивным. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы её решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд.