Елена Илюшина
Структура занятий в песочнице
▼ Скачать + Заказать документы
Структура занятий в песочнице
Предлагаемые занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Проводятся они индивидуально или по подгруппам до 3-х человек. Время занятия составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сложности задания и количества детей, задействованных в занятии.
Занятие состоит из трех частей.
Вводная часть: настрой на контакт, создание эмоционального настроя, взаимодействие с песком.
Основная часть: элементы сказки и импровизации, элементы речевых навыков, игры на развитие познавательных функций, рисунки на песке.
Публикация «Структура занятий в песочнице» размещена в разделах
Заключительная часть: закрепление полученных знаний, ситуации успеха, общего положительного настроя, свободная деятельность, уборка песочницы, разравнивание кистью или ладонью песка.
Предлагаем вашему вниманию 6 блоков игровых заданий в песочнице.
1. Знакомство и манипуляции
- Самостоятельное осваивание ребенком песочницы - ребенок перебирает
пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком
и т. д.
- Физкультминутка “Рыбки” - имитация движений рыбок в воде:
Рыбки плавали, плескались волнообразные движения ладоней
В мутной тепленькой воде: ребро ладони касается песка
То сожмутся, разожмутся, сжимаем и разжимаем руку в кулак
То зароются в песке. закапываемся пальчиками в песок
- Самомассаж рук с использованием массажного мячика – катаем мячик по песку вперед- назад, влево-вправо, по кругу. Выполняем сначала ведущей рукой, потом ведомой, а затем двумя руками одновременно.
- “Импровизированный рисунок” – используя массажный мячик, катая мяч
ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.
2. Знакомство с пространством песочницы
- “Моя ладошка” - поставь отпечаток своей ладошки в верхнем правом углу; в нижнем левом и т. д. Сначала выполняется инструкция ведущей рукой, затем ведомой, а потом – двумя одновременно.
- “Кладоискатель” - в песочнице прячется геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки и сообщается ребенку ее “координата” ( Например: “Клад спрятан в верхнем левом углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.
- “Найди пару” - в песке закопаны пары одинаковых букв или фигур, ребенок на ощупь должен найти 2 одинаковые.
- “Садовник” - “сажаем” растения (используем фигурки из Киндер-сюрприза) – цветы в нижний левый угол, а деревья - в правый верхний.
- “Соседи” - педагог предлагает выполнить инструкцию. Например: “Нарисуй треугольник справа от круга. Что у тебя нарисовано слева, а что справа?”…
- “Пожарный” - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т. д.
- “Транспорт” - по углам песочницы 4 города, используя различные виды
транспорта, перевозим пассажиров и грузы из одного города в другой по инструкции педагога.
3. Развитие вазомоторного восприятия
- “Морской пейзаж” - Педагог произносит текст, ребенок движениями рук по
песку, имитирует слова. Обращаем внимание на настроение, силу нажима, и
интенсивность. Выполняем задание всей кистью, потом 4-мя, 3-мя, 2-мя пальцами и наконец – указательным.
На море штиль, море спокойно горизонтальные линии слева направо
Подул легкий бриз, море зарябило небольшие волны слева направо
Ветер усилился, появились волны волны средней высоты слева направо
На море начался шторм высокие, крутые волны слева направо
Но вдруг выглядывает солнце и море снова спокойно, разравнивание игрового поля
- “Изменчивая погода” - с сопровождением текста имитируются движения.
Сначала выполняются движения всей кистью, затем, постепенно убирая пальчики, выполняем задание только указательным пальцем. Подключаем эмоциональное подкрепление и положительную мотивацию.
Пошел дождь вертикальные полосы сверху вниз
Подул ветер косые линии справа налево, сверху вниз
Подул порывистый ветер косые пунктирные линии
Посыпал град быстрые точечные движения
Пошел снег рисуем маленькие снежинки указательным пальцем
Снова вышло солнце выравнивание песка на игровом поле
- “Лабиринты” - ребенку предъявляются нарисованные на песке лабиринты; Задача:
– пройти по лабиринту, не задев его боковых сторон.
- “Клубок” - Бабушка наматывает клубок ниток – из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. Бабушка разматывает клубок – от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру.
- “Узоры” - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор слева направо и в обратном направлении, или сверху вниз и в обратном направлении.
Движения выполняются ведущей, а затем ведомой рукой.
4. Речевое сопровождение (устная речь)
Каждое движение ребенка должно озвучиваться. Можно использовать потешки и скороговорки с чередованием темпа и громкости произнесения. Здесь можно опять повторить некоторые задания из предыдущих блоков, но с проговариванием, например: “Морской пейзаж”, “Изменчивая погода”…
- “Найди клад по карте” - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.
- “Спрячь клад” - ребенок прячет в песке фигурку, от исходной точки указывает путь до клада, называя направление и количество шагов.
- “Проложи дорожку к домику буквы” - педагог называет направление и
количество шагов, а ребенок выполняет инструкцию с проговариванием.
- “Дорисуй букву или фигуру” - на игровом поле нарисована часть фигуры или буквы, надо нарисовать недостающую часть.
5. Игры-импровизации
- “Клякса” - на игровом поле есть какое-то пятно, из него предлагается ребенку сделать понятный рисунок.
- “Шарж” - нарисована на игровом поле буква, надо нарисовать из нее веселую картинку.
- “Сказка в песке” - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из Киндер-сюрприза.
- “Лягушата в песочнице” - рисуя дугами лягушат, придумывается по ходу
рисования сюжет.