Иванова Татьяна Ивановна
Структура и содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация
Структура и содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы конкретной образовательной организации определяется региональными методическими рекомендациями, которые составлены с учетом требований современного законодательства.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В каждой организации дополнительного образования должен быть разработан пакет локальных актов, которые определяют специфику проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Публикация «Структура и содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» размещена в разделах
Как пример, это может быть Положение о корректировке и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на учебный год. При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогу рекомендуется максимально целостно представить образ программы и выполнить следующие этапы разработки:
этап основной подготовки к разработке образовательной программы дополнительного образования детей
разработка основополагающих элементов программы – образовательных результатов, концепции, новизны.
оформление текста образовательной программы.
методическая разработка заявленных разделов и тем учебнотематического плана программы.
порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
В соответствии с нормативными документами структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты», в состав которого входят следующи структурные элементы программы :
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации», в состав которого включены следующие структурные элементы программы :
- календарный учебный график; условия реализации программы;
- формы аттестации; оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
- список литературы.
- титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.
Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
- наименование вышестоящего органа образования;
- наименование учреждения дополнительного образования детей (обязательное соответствие формулировке согласно устава образовательной организации);
- дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;
- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа);
- название программы, которое должно отражать её содержание; адресат программы (возраст учащихся);
- срок реализации программы;
- Ф. И. О., должность разработчика (-ов) программы;
- место (населенный пункт) и год разработки/переработки программы. С момента утверждения программы приказом руководителя, программа считается принятой к работе в образовательной организации. В грифе утверждения программы на титульном листе указывается дата и номер приказа образовательной организации.
Раздел 1
«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». Пояснительная записка программы включает в себя :
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;
отличительные особенности;
адресат программы;
уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы;
формы обучения;
режим занятий;
особенности организации образовательного процесса.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы. При характеристике направленности дополнительной общеобразовательной программы, разработчику важно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Новизна может быть объективной, корпоративной, субъективной. Актуальность определяет решение значимых для дополнительного образования проблем через реализацию программы. Педагогическая целесообразность определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы. Формы обучения - очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г. 2, ст. 17, п. 4). Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; Особенности организации образовательного процесса –указывается состав групп, виды учебных занятий.
Цель и задачи программы---это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года. Специфика современного взгляда на образование предопределяет деятельностно-ориентированный характер целей и задач и фиксацию в них планируемых изменений в деятельности обучающегося. При формулировании целей и задач следует обращать внимание на конкретность их формулировок. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т. п.
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п. ;
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т. п. ; Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации более одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения. Содержание программы может включать учебный план и содержание учебного плана. Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы должен содержать : наименование разделов и тем, определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля). Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каж