Светлана Тычинина
Строительно-конструктивная игра «Кораблестроители» (для детей средней группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали, их составляющие; определять назначение каждой из них. Упражнять детей в плоскостном моделировании и конструировании из строительного материала. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами предметов, выражающих назначение конструкции.
Закрепить общие понятия о водном виде транспорта; основные части корабля; закрепить название деталей строительного материала.
Публикация «Строительно-конструктивная игра „Кораблестроители“ (для детей средней группы)» размещена в разделах
Развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования. Развивать внимание, воображение, сообразительность, моторику рук.
Воспитывать интерес к коллективной деятельности детей. Воспитывать у детей самостоятельность, добрые чувства к сверстникам.
Ход игры:
На стенде перед детьми предметные картинки с изображением различных видов транспорта: автобус, троллейбус, различные пароходы, самолёт, вертолёт и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите. (Пароход, самолёт и т. д.)
- Как можно, одним словом назвать все эти картинки? (Транспорт)
- Для чего нужен транспорт? (Для передвижения людей и грузов).
- Как называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный).
- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный).
Воспитатель: Отгадайте мою загадку. Вот слушайте:
По волнам дворец плывет,
на себе людей везет. (Корабль)
Воспитатель: А где передвигается корабль, лодка? (по воде). Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный).
Воспитатель (открывает заранее приготовленные на мольберте изображения кораблей - пассажирский, военный и грузовой) : Посмотрите и вспомните - какие виды кораблей вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части, то, что объединяет все корабли. Кто знает, что есть у корабля?
Давайте назовём их.
Дети называют основные части корабля (корма, палуба, днище, нос, труба, якорь, капитанская рубка). Определения детей сопровождаются показом этих частей на одном из изображений на мольберте.
Воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.
- Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)
Воспитатель: А кто же управляет любым кораблём?
Дети: Капитан.
- А капитаны сильные, ловкие, смелые.
ФИЗМИНУТКА:
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда (руки в разные стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте)
А теперь глубокий вздох
И присели на песок (присели)
Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками)
Под водой плывут ерши (змейка руками)
Плывёт лодочка-краса,
Расписные паруса (руки в стороны).
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас расскажу историю одного капитана. А узнала я её из письма, которое сегодня получила. Капитан дальнего плавания сообщил, что сегодня ночью на море был шторм и все корабли, которые были в порту, потерпели кораблекрушение. Капитан очень взволнован и просит помощи. Как мы можем помочь?
(Ответы детей).
Воспитатель: А где строят корабли? (На кораблестроительных заводах).
Какая профессия нам поможет в нашей работе? (кораблестроитель)
Воспитатель: Для того чтобы рассмотреть схему, давайте потренируем наши глазки:
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «СОЛНЫШКО И ТУЧКИ»
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (Смотреть глазами вправо-влево)
Легких - две штучки, (Смотреть глазами вверх-вниз)
Тяжелых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
Воспитатель показывает детям объёмную схему корабля.
Воспитатель: Ребята, у меня на мольберте схема, которую мне дали в конструкторском бюро, вот по ней мы и будем конструировать корабль. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним название всех деталей, которые участвуют в конструировании.
Выделяют вместе основные части (днище, палубы, корма, носовая часть, борт, кабина капитана).
Затем разбирают по детально каждую часть корабля. Называют, определяют, какие строительные детали надо взять для постройки каждой части.
- Для чего нужен нос корабля? (Он разрезает воду)
- Для чего нужна палуба? (По ней ходить)
- Для чего нужна капитанская рубка?
Воспитатель: Мы с вами сегодня превращаемся в кораблестроителей.
И приступаем к работе.
А перед этим потренируем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «МЫ НА ЛОДОЧКЕ ПЛЫВЕМ».
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Потом дети садятся за столы, где уже стоят подготовленные детали для конструирования.
Воспитатель: С чего начнем работу?
- С постройки кормы. Какие детали нужны?
- Затем нос. Какие детали возьмете?
- Затем палуба.
- Затем капитанская рубка.
- Затем труба, штурвал и т. д. по усмотрению детей.
Дети самостоятельно отбирают детали согласно своим схемам, соотносят схемы между собой и воспроизводят конструкцию корабля.
Воспитатель помогает советом.
По окончании работы все корабли ставятся на определенный стол, накрытый голубой бумагой или материалом, имитирующими море.
Когда работа закончена, педагог показывает образец, который построила сама (заранее, только он был не виден, чтобы дети убедились в правильности своей работы).
Анализ – Посмотрите ребята, какой у нас флот получился.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем, а игра моя называется «Чего не стало?». Я на своем образце корабля уберу одну деталь, а вы скажете, какую деталь я убрала.
Игра продолжается 2-3 раза.
Воспитатель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте? Каким он бывает? (Транспорт бывает наземный, воздушный, водный).
Подводятся итоги.