Октябрина Стручкова
Строительно-конструктивная игра детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите.
Дети: Пароход, самолёт и т. д.
Воспитатель: Как можно, одним словом назвать все эти картинки? (Транспорт)
- Для чего нужен транспорт? (Для передвижения людей и грузов).
- Как называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный).
- Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный).
Воспитатель: Отгадайте мою загадку. Вот слушайте:
По волнам дворец плывет,
на себе людей везет. (Корабль)
Публикация «Строительно-конструктивная игра детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Воспитатель: А где передвигается корабль, лодка? (по воде).
Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный).
Воспитатель открывает заранее приготовленные на мольберте изображения кораблей - пассажирский, военный и грузовой.
Воспитатель: Посмотрите и вспомните - какие виды кораблей вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части, то, что объединяет все корабли. Кто знает, что есть у корабля?
Давайте назовём их.
Дети называют основные части корабля (корма, палуба, днище, нос, труба, якорь, капитанская рубка). Определения детей сопровождаются показом этих частей на одном из изображений на мольберте. Воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)
Воспитатель: А кто же управляет любым кораблём?
Дети: Капитан.
Воспитатель: А капитаны сильные, ловкие, смелые.
ФИЗМИНУТКА «ЛОДОЧКА-КРАСА»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда (руки в разные стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте)
А теперь глубокий вздох
И присели на песок (присели)
Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками)
Под водой плывут ерши (змейка руками)
Плывёт лодочка-краса,
Расписные паруса (руки в стороны).
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас расскажу историю одного капитана. А узнала я её из письма, которое сегодня получила. Капитан дальнего плавания сообщил, что сегодня ночью на море был шторм и все корабли, которые были в порту, потерпели кораблекрушение. Капитан очень взволнован и просит помощи. Как мы можем помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: А где строят корабли? (На кораблестроительных заводах, верфях).
Какая профессия нам поможет в нашей работе? (кораблестроитель)
Воспитатель: Ребята, у меня на экране схема, которую мне дали в конструкторском бюро, вот по ней мы и будем конструировать корабль.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним название всех деталей, которые участвуют в конструировании.
- Выделим вместе основные части корабля: днище, палубы, корма, носовая часть, борт, кабина капитана.
- Разберем по детально каждую часть корабля.
- Назовем, определим, какие строительные детали надо взять для постройки каждой части.
- Для чего нужен нос корабля? (Он разрезает воду)
- Для чего нужна палуба? (По ней ходить)
- Для чего нужна капитанская рубка?
Воспитатель: Мы с вами сегодня превращаемся в кораблестроителей.
А перед этим потренируем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «МЫ НА ЛОДОЧКЕ ПЛЫВЕМ».
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
Воспитатель: теперь мы построим корабль, на котором отправимся в путешествие. Строительный материал - модули - кубы. Схема корабля перед вами на стенде.
С чего начнем работу?
- С постройки кормы.
- Затем нос.
- Затем палуба.
- Затем капитанская рубка.
- Затем труба, штурвал и т. д. по усмотрению детей.
Дети самостоятельно согласно схемы воспроизводят конструкцию корабля.
Воспитатель помогает советом.
По окончании работы проводится анализ конструкции.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас получился красивый корабль, большой, просторный, прочный.
Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте?
Каким он бывает? (Транспорт бывает наземный, воздушный, водный).
Как мы с вами строили наш корабль? Дружно, помогали друг другу советом и делом, не ссорились, пользовались схемой, помогали устранить неточности в конструкции.
Воспитатель: Теперь давайте на нашем корабле отправимся в веселое путешествие!
Дети обыгрывают конструкцию в сюжетно-ролевой игре.
Самоанализ проведения строительных игр и общения :
Цель строительной игры «Кораблестроители» - учить детей выделять основные части и характерные детали конструкции, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же предмета, самостоятельно подбирать детали для собственной постройки.
Что удалось провести хорошо: игра прошла интересно, весело. Дети с удовольствием создавали корабль из модулей, видоизменяли свою конструкцию в процессе строительства и развития игры.
Для создания интереса к игре я показала детям картинки с изображением парохода;уточнила представление детей о том, как причаливают теплоходы, где пассажиры покупают билеты; рассказала о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, рулевой, матросы, повар, врач). Мы рассмотрели на картинках каюты, капитанский мостик, рубку рулевого, штурвал, спасательные круги.
Когда постройка была завершена, дети придумали совместно сюжетно-ролевую игру «Путешествие семьи в Сочи». Ребята самостоятельно выбрали и согласовали между собой роли отца, матери, собачки, продавца магазина, работника автостанции. У каждого ребенка было несколько ролей, которые они играли по ходу сюжета.
Для поддержания интереса в ходе игры мы с детьми придумывали игровые ситуации, например, перечислить города, мимо которых мы проплываем; предотвратить опасность сесть на мель; помочь справиться с аварийной обстановкой. В процессе игры я напоминала детям, что только слаженная работа и дружба помогут справиться с этими испытаниями.
Трудности в организации и проведении игры: поскольку постройка была коллективная, то возникали споры между детьми относительно того, какого размера должна быть та или иная часть корабля, насколько большим должен быть корабль. Поначалу дети строили просто корабль. Но когда они решили на этом корабле отправиться в путешествие, то поняли, что корабль слишком мал и все не поместятся. Поэтому перестройка корабля осуществлялась сразу же по ходу развития сюжета.