Инеза Кукава
Консультация «Стрессоустойчивость педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Стресс- это неспецифический адаптационный синдром или реакция неспецифической адаптации. Это реакция существует для того, чтобы организм мог приспособиться, адаптироваться к сильно действующим факторам как внешним, так и внутренним. Организм всегда стремится к состоянию равновесия, и любые изменения среды заставляют организм адаптироваться, возвращаясь к заданному равновесию. Стадии стресса : реакция тревоги, реакция сопротивления, истощение. Реакция тревоги - мобилизация всех ресурсов организма. Реакция сопротивления- организм за счёт предыдущей мобилизации успешно справляется с вредоносным воздействием. Истощение – приспособительные возможности организма снижаются, он хуже справляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания. Стресс –приспособительная реакция организма, она нейтральна. Но стресс, длительно действующий или имеющий большую личную значимость, часто переходит в дистресс. В природе только человек мыслит, анализирует, представляет, прогнозирует.
Публикация «Консультация „Стрессоустойчивость педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
От накопившего стресса надо избавляться. Любая непрогнозируемая ситуация потенциально стрессогенна. Повышению стрессоустойчивости способствует работа по всем аспектам здоровья: формировать позитивные жизненные установки, проговаривать свои чувства и состояние, активизировать двигательную деятельность. Можно провести экспресс- тестирование на подверженность стресса.
ТЕСТ
Рядом со следующими утверждениями поставьте «да» или «нет» :
1. Я испытываю постоянное стремление быть впереди.
2. Я постоянно стремлюсь добиться признания.
3. Я чувствую потребность соревноваться и одерживать верх.
4. Я всегда занят несколькими делами сразу.
5. Я всегда спешу и нахожусь на грани опоздания.
6. Я стремлюсь форсировать все дела, выполнять их как можно скорее.
7. Я постоянно чем- то озабочен.
Чем больше вы дали ответов «да», тем больше вы подвергнуты влиянию стресса.
Как я справляюсь со стрессом :
Если событие, вызвавшее стресс, зависит от моей деятельности, я стараюсь концентрировать усилия на анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, стараюсь принять этот негативный факт, изменяю восприятие и отношение к этому событию.
Снять накопившееся напряжение мне помогает дыхание. Выполняю энергичные движения (махи) руками, затем закрываю глаза. Делаю медленный глубокий вдох через нос, задерживаю дыхание на 5 секунд, не спеша провожу выдох через рот. Выполняю несколько подходов. Концентрирую свое внимание на возникающих ощущениях.
Если я раскрываю душу близкому человеку, то проблемные моменты утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Проговаривая тревожные факторы, выплёскиваю наружу негативные эмоции. После такого проговаривания, получаю заряд жизненной энергии и, как правило, быстро забываю о проблеме.
Бороться с эмоциональным напряжением мне помогает общение с родителями и с моей семьёй. Несколько минут совместное времяпровождение с моими родителями (не обсуждая и не проговаривая с ними проблемы) даёт мне абсолютную возможность, забыть про все проблемы сразу. Появляется оптимизм и радость, от того, что твои родители настолько тебя любят и холят и лелеют, что ничего больше меня не волнует. Я счастлива от того, что они у меня живы. А также все свои проблемы, я всегда могу проговорить с мужем, он всегда поддержит. Решаем все проблемы вместе. А общение с детьми, это же верх блаженства. Обнять их, поцеловать и всё, как всё рукой сняло.
Тем временем, если никого нет рядом, пребывая в тишине наедине, я включаю музыку. Музыка волшебным способом влияет на мою психику. Если очень-очень хочется отвлечься и развеселить себя, то я включаю народную музыку. Если хочется всё проанализировать и решить вопрос самостоятельно, я включаю и слушаю классическую музыку. Я успокаиваюсь и начинаю спокойно и рационально мыслить, без эмоции.
Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Убираюсь в квартире «ДО блеска», уставая физически, снимается напряжение.
В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.
Литература
Башмакова Е. А. Самосбережение здоровья педагога : учеб. - метод. Пособие / Е. А. башмакова, О. И. Жданова. - М. : Слово; Светець, 2011
Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника : практическое пособие / авт. - сост. В. В. Онишина. –М. : АРКТИ, 2008