Анастасия Семёнова
Стресса я совсем не боюсь!
▼ Скачать + Заказать документы
Стресса я совсем не боюсь!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Анастасия, азартная, аккуратная.
Упражнение «Знакомство»
Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.
Инструкция. Продолжите по кругу предложение «Я люблю свою работу за.»
Рефлексия упражнения.
Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
Ознакомление с правилами работы в группе
Публикация «Стресса я совсем не боюсь!» размещена в разделах
Цель: установление принципов работы в группе; создание ощущения защиты; осознание особенностей общения в группе, содействие организации эффективного пространства для личностного развития педагогов.
Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс.
Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Упражнение «Ассоциации»
Участники сидят в кругу. Передают друг другу игрушку, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье» :
- успех;
- покой;
- общение:
- уверенность:
- стабильность;
- общение с природой;
- жизнерадостность;
- гармония;
- хорошее самочувствие и тому подобное.
Причины возникновения стресса.
-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
-конфликты с коллегами;
-чувство перегруженности работой, переутомляемость;
-слишком высокая ответственность;
-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.
Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.
Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка).
Притча «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»
Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.
- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.
- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?
- Ваша рука начнет болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы все это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.
- Конечно! - радостно ответил профессор. - Да так мы и делаем со всеми жизненными трудностями. Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами. Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни.
Виды стресса :
1. эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.
2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т. д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.
Возможные реакции организма на стресс :
дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;
пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии;
активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд)
активная релаксация (расслабление) - повышает естественную адаптацию организма к стрессовой ситуации.
Упражнение «Волшебный лес чудес»
Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.
Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?
Ваши чувства, когда вы были деревьями?
Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
Игра «Камешек в ботинке»
В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.
Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.
Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете нам: «У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.
Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения все предложенные ситуации, возможно, совместными усилиями.
Советы должны быть действенными и конкретными.
Вывод. Изучаем правило 1: «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятные ощущения надо говорить сразу».
3. Упражнение «Дорисуй и передай»
Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
5. Упражнение «Дождь в джунглях»
Давайте встанем в тесный круг друг за другом.
Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
Как вы себя чувствуете после такого массажа?
Приятно или нет было выполнять те или иные действия?
Поделитесь своими ощущениями и настроением.
Релаксационное упражнение «Путешествие»
Цель: эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их решение, получение положительных эмоций.
Инструкция: участникам предлагается занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться.
«Представьте, что вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая прекрасного аромат нежных бледно-розовых цветков. По узкой дорожке вы подходите к калитке, открываете ее и попадает в прекрасную зеленую лужайку. Мягкая трава покачивается, приятно жужжат насекомые, ветерок легко дует вам в лицо, ваши волосы разлетаются. перед вами появляется озеро. вода прозрачная и серебристая. Вы медленно идете по берегу вдоль игривого ручейка, подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняя силой и энергией.
За водопадом грот. Тихий, уютный, в нем вы остаетесь один на один с собой (пауза). А теперь пришло время возвращаться. Мысленно пройдите весь свой путь в обратном направлении, выйдите из яблоневого сада и только тогда откройте глаза»
Заключительная часть
Упражнение «До следующей встречи!»
У меня в руках чудесный мешочек. Он излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебный мешочек и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.
(На память по камешку)
Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.