Людмила Зайцева
Реализация ФГОС дошкольного образования в практической деятельности педагога ДОО
«Формы, методы и средства реализации содержания
ОО «художественно - эстетическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП «детский сад» ГБОУ ООШ п. Сборный
Вариативные формы реализации содержания направления
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ
Интегрированная форма Варианты
Проект Творческий проект
Практико-ориентированный проект
Игровой проект
Ролевой проект
Творческо-информационный
Информационный проект
Исследовательский проект
Мастерская Творческая мастерская
Публикация «Реализация ФГОС дошкольного образования в практической деятельности педагога ДОО» размещена в разделах
Мастерская по изготовлению предметов (музыкальных инструментов)
Мастерская лоскутков
Мастерская фруктовых зверюшек
Мастерская макаронного творчества
Мастерская бумажной пластики
Мастерская нетрадиционной техники рисования
Мастерская кукольного театра
Путешествие Музыкальное путешествие
Сказочное (волшебное) путешествие
Путешествие в мир красок и музыки
Путешествие в хрустальный замок музыки и поэзии
Путешествие по страницам книг детских писателей
Необычное (космическое) путешествие в мир разнообразия конструкторов
Путешествие к мастерам народных промыслов
Ярмарка Ярмарка
Аукцион
Выставка
Экспозиция
Клуб Клуб совместного творчества детей и родителей
Тематический клуб
Смешанный клуб
Коллекционирование Тематическое коллекционирование
Погружение в идею коллекционирования детей и родителей
Организация детской продуктивной деятельности
Осуществление продуктивной деятельности
Презентация результатов коллекционирования
Редакция газеты/журнала Создание редакции
Подготовка издания
Выпуск газеты/журнала
Презентация газеты/журнала
Выставка Фотовыставка
Выставка декоративно – прикладного искусства
Тематическая выставка детск. творчества
Художественная выставка
Выставка поделок
Смешанная выставка
Семейная творческая выставка
Книгоиздательство Разработка проекта книги
Изготовление книги
Презентация книги
Концерт
(представление) Концерт «Шутка в музыке»
Тематические праздники и развлечения
Музыкальный концерт
Музыкально-литературные композиции
Музыкально - спортивные развлечения
Постановка музыкальных и ритмических пьес
Театральное представление спектаклей
Игры - инсценировки
Концерт детской самодеятельности
Викторина Викторина книголюбов
Музыкальная викторина
Тематическая викторина
Детско-родительская викторина
(«Счастливый случай»)
Турнир знатоков русского народного творчества
Гостиная Семейные творческие гостиные
Музыкальная гостиная
Театральная гостиная
Методы художественно-эстетического развития:
Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов.
- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;
- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху-дожественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.
Существуют несколько методов музыкального воспитания: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемы: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Степень нарастания проблемы педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.
Средства художественно-эстетического развития:
-изобразительные средства : (акварель, гуашь, акриловые краски, восковые мелки, цветные карандаши, клей ПВА, солёное тесто, пластилин и др)
- музыкальные инструменты: (бубны, барабаны, погремушки, маракасы, флейты, дудочки, деревянные ложки, детские пианино, треугольники, музыкальные молоточки, балалайки.)
- репродукции картин: (картина А. К. Саврасова «Зима», картины И. И. Левитана «Март» и «Весна – большая вода», В. А. Серов «Девочка с персиками», картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», картина И. Н. Крамского «Неизвестная», В. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной», И. Е. Репин «На солнце. Портрет Н. И. Репиной», И. Э. Грабаль «Февральская глазурь». - К. Ф. Юон «Зимнее солнце», «Русская зима». - И. И. Шишкин «На севере диком» и др.)
- аудиозаписи (фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц; сборники детских песен, минусовки, произведения фольклорного жанра и др)
- ТСО (музыкальный центр и др.)
- костюмы, декорации, маски (различных сказок, детских произведений и народного фольклора)
- различные виды кукольного театра: пальчиковый, теневой, кукла-игрушка, бибабо.