Веретенникова Любовь Сергеевна
Сторителлинг как техника подачи информации
▼ Скачать + Заказать документы
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Он принял к сведению фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство». В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.
Публикация «Сторителлинг как техника подачи информации» размещена в разделах
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Виды педагогического сторителлинга
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Педагог передает конкретную информацию : правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид содействует передаче не только очевидного, но и литофанического (неявный, скрытый, косвенный) знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).
Остановимся подробнее на видах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
3. Сторителлинг на основе сценария : ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Структура техники сторителлинг
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.
1. Вступление
Оно, как правило, должно быть коротким и представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.
2. Развитие события
Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все сложнее и от этого интереснее для решения.
3. Кульминация
Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение
Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
При создании истории для детей необходимо учитывать наиболее важные моменты:
• Прежде всего, необходимо возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
• В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
• История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают к участию в рассказанной истории. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Но, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого. Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
• Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
• Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
• Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
• Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала!