Татьяна Шукшина
Сторителлинг как способ развития речевого творчества
▼ Скачать
1. СТОРИТЕЛЛИНГ–
это эффективная технология, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения посредством истории с конкретной структурой и занимательным героем.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории».
В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителлинг можно назвать его современным продолжением.
Публикация «Сторителлинг как способ развития речевого творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
2. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей оказывается по-настоящему сильным.
Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как результативное средство построения корпоративных коммуникаций.
В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?
Дети больше любят и лучше воспринимают и запоминают импровизированные, рассказанные истории, чем прочтенный текст. Читать ребенку нужно, причем много и часто. Но все же, чтение не заменит рассказанную сказку. Когда вы читаете, ваш взгляд направлен в текст, приходится прерывать повествование, чтобы посмотреть в глаза ребенку, задействовать его, поймать настроение. А если вы читаете целой группе? Как удержать внимание нескольких детей?
Рассказывая, вы находитесь в постоянном зрительном контакте со всей группой, вы видите сомнение или непонимание и тут же реагируете, поясняете, показывая жестом, задаете вопрос.
Дети, в это время, также, смотрят на вас, слушают историю, в головках складывается собственный образ рассказываемого. Они лучше слышат и активнее реагируют, так как для того, чтобы ответить, не нужно отвлекаться от картинки. А нам только того и надо: чтобы они слушали, слушали, воспринимали и реагировали. В дальнейшем дети сами будут на этих замечательных рассказах учиться интересно рассказывать свою историю.
3. Итак, целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами
детей с начала повествования и удержание его в течение всей истории.
4. Задачи:
-развивать творческое мышление и воображение
-развивать грамматически правильную связную речь;
-наглядно мотивировать поступки героев;
-научить воспринимать и перерабатывать информацию.
5. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышлен-ная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и вос-принимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр.,
которые представлены в форме запоминающейся истории.
Но важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможность
самим детям создавать и рассказывать их. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Это и есть активный сторителлинг. В активном сторителлинге педагогом
может задаваться основа события и слушатели вовлекаются в процесс фор-мирования истории.
Цифровой сторителлинг формат, в котором рассказывание истории допол-няется визуальными компонентами через ИКТ.
Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей. Готовясь рассказывать, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллекту-альный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В исто-рии должен быть определенный персонаж или герой, вызывающий симпатию. Можно использовать открытые вопросы к детям, привлекающие их к
участию в рассказывании истории. Нужно понимать, что изложение фактов -это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир, сходя из
этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам.
6. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру:
Вступление – вызвать у слушателя интерес, увлечь его, удерживать внимание.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
-Однажды, много лет назад…
-В некотором царстве, в некотором государстве…
-Когда-то давным-давно…
-Жили-были…
-Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
Развитие события – эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Описывается основная сюжетная линия.
-Что произошло с героем?
-Кого он встретил или что нашел?
-Что он планирует с этим делать?
Кульминация – когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
Заключение – должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
-Появляется решение поставленной проблемы.
-Короткий вывод (итог рассказа).
Историей может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую ис-
торию, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй,
описывающих интересный или смешной случай из личного опыта.
Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные исто
рии, делятся личными переживаниями.
После прослушивания сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть ее, при
этом сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают огромное
удовольствие от подобной деятельности.
Можно проводить занятия по совместному сочинению истории по
иллюстрациям или нарисованным картинкам. На этом этапе можно работать над
общими дружескими воспоминаниями: например, составить совместно одну
историю о том, как ребята ходили вместе в библиотеку или ездили
в музей. Начинает историю взрослый, а продолжает ребенок, останавливается и
передает эстафету следующему. Получается занимательная история с неожидан-
ным концом. Такие истории объединяют ребят, поскольку они вспоминают о
каком-то опыте, пережитом вместе.
7. Существует специальная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию
и речь - кубики историй.
Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.
Такие кубики можно просто купить
8. Правила игры:
Договориться кто за кем отвечает.
В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей.
Первый игрок бросает кубик и начинает рассказ в зависимости
от выпавшего изображения.
Следующие игроки также кидают кубик и продолжают историю, не теряя нить повествования.
9. А можно создать кубики самим и тогда возможности расширяются:
-кубики могут содержать картинки только одной
категории (на одном – волшебные предметы, на
другом – сказочные герои, на третьем – погодные
явления и т. д.).
-кубики по лексическим темам (транспорт, времена года, сказки и др.).
-разноплановые (на гранях изображены картинки разных категорий). Например, ребенку выпадает гном: «Жил был гном»; выпадает изображение дерева: «Около его дома росло дерево»; выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко» и т. д.
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.
-кубики для автоматизации звуков.
В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи - фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец, и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.
-кубики для дифференциации звуков
-кубики для коррекции нарушения слоговой структуры слова. Если увеличить количество кубиков в наборе до 14.
-кубики с мнемосхемами
10. Детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ» и составить научный рассказ.
Детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ», и придумать смешной рассказ.
13. Таким образом, можно выделить следующие преимущества использова-ния техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
o Сторителлинг отличный способ разнообразить занятия, чтобы
найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат
и может быть использован в любом месте и в любое время.
o Техника сторителлинга имеет форму дискуса, потому что рассказы
представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.
o Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и
переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную
устную речь, помогает запомнить материал.
o Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на публике.
o Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и
совместной деятельности детей.
o Сторителлинг - это замечательный метод преподнесения любого
материала.