Инна Ипатова
Сторисек как современная инновационная технология речевого развития по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с авторской сказкой В. Сутеева «Мешок яблок»; формировать моральные представления о доброте.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством В. Сутеева;
- продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- систематизировать знания детей о сказочных персонажах;
- учить передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений и жестов;
- продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей;
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сторисек. Технология
- Сутеев В.Г.
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- «Мешок яблок» сказка
- Темочки
- способствовать развитию образного мышления, художественных образов.
Развивающие:
- развивать умение давать описательную характеристику героям, обогащать словарь словами – признаками (хитрый, дружелюбный, щедрый и т. д.)
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
- развивать коммуникативные навыки;
- продолжать развивать речь как средство общения; отрабатывать интонационную выразительность речи.
- развивать память, мышление, наблюдательность, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение сказок В. Сутеева с последующим обсуждением; просмотр мультфильмов, проведение викторины.
Оборудование: полотняный мешок; книги с произведением В. Г. Сутеева «Мешок яблок»; мультфильм; мягкие игрушки (герои сказки); муляжи и картинки яблок, ягод, грибов, капусты, морковки, картошки, свёклы; одноразовые тарелки, гуашь, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
- Чтобы наш день был добрым, давайте пожелаем друг другу доброго дня!
Коммуникативное упражнение «Добрый день».
Встало солнце рано, рано - добрый день!
Плещут волны в океанах- добрый день!
Улыбаются озера- добрый день!
С высоты кивают волны- добрый день!
И в моё окошко ветер
Постучался на рассвете,
Просыпайся, улыбайся - добрый день!
Основной этап.
- Ребята, что такое доброта? (Доброта — это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку, прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому).
- Добрый человек, он какой? (Внимательный, сочувствующий, понимающий, милосердный, доброжелательный).
Звучит фрагмент песни «В мире много сказок».
- В мире много сказок – грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. А сочиняют сказки добрые волшебники. У одного такого волшебника было три волшебных палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!
- Как же звали этого доброго волшебника?
- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет. (Воспитатель демонстрирует портрет В. Г. Сутеева).
Он родился почти 120 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался рисованием, часто пел и читал книги своим детям.
С детских лет Володя начал рисовать, а уже к 15 годам к нему обращались за помощью: В. Сутеев рисовал дипломы для победителей различных конкурсов, диаграммы для выставок и т. д.
В 1923 году художник обратил свое внимание и свое творчество на детские книги: иллюстрации стихотворений и сказок таких авторов как Корней Чуковский и Самуил Маршак являются самыми яркими и известными его работами.
В 1928 году Владимир Сутеев заканчивает Государственный Техникум Кинематографии и начинает работать в мультемастерской «Союзмультфильм» и уже в самых первых рисованных мультипликационных фильмах в графе «художник-мультипликатор» можно было прочесть его имя.
К любопытным фактам о Сутееве можно отнести то, что он был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно мог одной рисовать, а другой — писать. «Я пишу правой рукой, а рисую — левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая», — рассказывал он. Эта способность всегда приводила в восторг детей. Художника часто приглашали выступать с лекциями в школы. Он брал мел и одновременно рисовал на доске двух «зеркальных» собачек — левой и правой рукой. В анимации Сутеев был самоучкой — его единственным учебником были работы знаменитого Уолта Диснея. Сутеев был автором сказок «Мешок яблок», «Кто сказал «мяу»?», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Палочка-выручалочка», «Мы ищем кляксу» и других. По мотивам многих из них стали сняли знаменитые мультфильмы.
Владимир Григорьевич Сутеев внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и в мировой детской литературы и мультипликации. Его произведения известны во всем мире и переведены на 36 языков!
- Я знаю историю про одного доброго зайца, хотите посмотреть на нашем волшебном телевизоре?
Дети смотрят мультфильм «Мешок яблок». Мультфильм обрывается на эпизоде, когда заяц встречает ворону.
- Ребята, телевизор сломался, сказку не посмотреть…
- Ой, что это (в группе появился мешок, из которого доносится звук музыкальной игрушки)?
- Мешок, наверное, волшебный, слышите звуки. Как вы думаете, что в мешке? Хотите посмотреть?
Дети предлагают разные варианты содержимого мешка, затем рассматривают, называют предметы.
- Как можно рассказать сказку о зайце с помощью этих предметов? Давайте вспомним содержание сказки и попробуем её рассказать.
1. Вопросы по содержанию:
- Кто главный герой сказки? (заяц)
- Зачем заяц отправился в лес? (искал грибы – ягоды)
- Что нашёл в лесу заяц? («дикую» яблоню)
- Почему яблоня называется «дикая»? («лесная»)
- Сколько яблок набрал заяц? (много, полный мешок)
- Кого первого встретил заяц у яблони? (ворону)
- Кого вторым встретил заяц в лесу? (медведя)
- Каким вы представляете себе Медведя? (большой, мягкий, сильный)
- Кто подбежал потом к Зайцу? (бельчата)
- Кто встретился Зайцу по дороге еще? (ёж, коза,крот)
- Где встретил Заяц волка? (у дикой яблони)
- Что можно сказать о волке, он какой? (голодный, злой)
- Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
- Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?
(овощи, орехи, липовый мёд, крынку молока)
- А кто ничего не принёс? (ворона).
- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?
- Что ещё есть в мешке? (картинки с изображением животных).
2. Я буду загадывать загадки, а вы показываете отгадку - картинку с изображением животного:
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты (заяц).
- Покажите, как обрадовался заяц, когда увидел в лесу яблоню.
Заяц зайцу говорит
Мне б его да аппетит
В аппетите мало толку
Мне бы зубы как у… (волка).
- Покажите злого волка.
День ли, ночь ли на дворе,
Он всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный… (крот).
- Покажите, как роет землю «слепой» крот.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (ворона).
- Покажите, как рассердилась ворона.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала… (ёж).
- Покажите, как ёж обрадовался яблокам зайца.
Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» –
Длиннорогая (коза)
- Покажите, как трясёт бородой коза.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна (медведь).
- Покажите, как радуется медведь встрече с зайцем.
Хороводная игра «Зайка»
Считалкой выбирают «зайца». «Заяц» сидит в кругу. Дети говорят слова:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной!
Ты вставай, скорей скачи!
Вот морковку получи!
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайцу и угощают его воображаемой морковкой. Заяц берет её и радостный пританцовывает. Дети хлопают в ладоши.
3. - Давайте, поиграем в игры.
Дидактическая игра «Назови семью»
Папа - медведь, мама - (медведица, детеныш - (медвежонок).
Папа - ёж, мама - (ежиха, детеныш - (ежонок).
Папа - волк, мама - (волчица, детеныш -(волчонок).
Папа - козёл, мама - (коза, детеныш - (козлёнок).
Папа - заяц, мама - (зайчиха, детеныш - (зайчонок).
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Заяц живет под кустом.
Волк живёт в логове.
Ёж живёт в норе.
Крот живёт под землёй.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка.
Заяц – зайчик.
Крот – кротик.
Коза – козочка.
Медведь – мишка.
Ёж – ёжик.
Ворона – воронушка, воронесса, вороняшечка, воронулечка, воронуля, воронуся, воронуська, вороночка, вороняточка, воронятко, вороньюшка, воронюша.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Художественная деятельность. Рисование гуашевыми красками яблока на солёном тесте.
Рефлексия: - Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему? Чему учит сказка? Кого в сказке можно назвать добрым? Почему?
- Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту. Эта сказка учит нас заботиться о других, быть внимательным к ним, не быть жадным и тогда можно найти много друзей, которые придут на помощь.
- Кого вам жалко в этой сказке?
- А мне жалко ворону. Как вы думаете, почему?
(грубая, жадная, дерзкая, злая).
- Что можно сделать, чтобы ворона стала доброй и веселой?
- Заглянем в мешок. Посмотрите, здесь лежит яблоко.
В сказке вороне не досталось яблок. Может быть, угостим ворону яблоком?
Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».
- Передавая яблоко по кругу, скажем добрые слова вороне, например, ворона я угощаю тебя яблоком, желаю тебе быть всегда веселой, доброй, не обижать, дружить и т. д.
- Если бы заяц угостил ворону яблоком, как бы она его отблагодарила, что бы сказала? Как голосом показать, что ворона рада?
- Молодцы! Раз со всеми заданиями справились, мы можем попасть в сказку. Вот вам сказка «Мешок яблок» - посмотри её, дружок! Просмотр мультфильма.