Вера Евстигнеева
Стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью приложения дополненной виртуальной реальности «AR TUTOR»
Аннотация В статье представлены особенности коррекционной работы с использованием приложения дополненной виртуальной реальности. активизации речевой деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Приведены примеры игровых упражнений по формированию глагольного словаря с помощью «AR TUTOR - «Осознание действий».
Публикация «Стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: мобильное приложение, дети с ТНР, глагольный словарь, игровые упражнения.
Известно, что дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. Наша работа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с воспитанниками и обеспечивает речевое развитие детей с ТНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время дети дошкольного возраста уже с раннего возраста активно пользуются мобильными телефонами, планшетами, игровыми приставками, поэтому на занятиях использование приложения дополненной виртуальной реальности вызвало неподдельный интерес и эмоциональную вовлеченность у воспитанников логопедической группы.
Актуальность использования мобильного приложения дополненной реальности «AR TUTOR - «Осознание действий» обусловлена тем, что дети-дошкольники с ТНР имеют своеобразие овладения грамматическим строем речи. Учитывая тот факт, что игра, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, мы начали использование данного цифрового приложения в игровой форме на занятиях.
В настоящее время дети дошкольного возраста уже с раннего возраста активно пользуются мобильными телефонами, планшетами и игровыми приставками, поэтому на логопедических занятиях использование приложения дополненной виртуальной реальности вызвало неподдельный интерес и эмоциональную вовлеченность. Обучающиеся с ТНР испытывают трудности в подборе нужного глагола. Предикативный словарь достаточно беден. Применение данного приложения – полифункционально, удобно в использовании, как в образовательном учреждении, так и на дому. Учитель-логопед использует его на подгрупповых и индивидуальных занятиях в логопедической группе 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает 5-7 мин.
«AR TUTOR - «Осознание действий» представляет собой мобильное приложение, российского производства с технологией дополненной реальности. В комплекте имеется стимульный материал : 10 цветных картинок размером А4, также имеется два варианта учетной записи для «пользователя» и «организации», что делает это приложение наиболее удобным в использовании. Приложение «AR TUTOR» визуализирует объекты на данном картинном материале, где можно изучить множество ситуаций-действий, различные варианты совершения данных действий. При наведении камеры смартфона на карточку, активируется дополненная реальность и картинка трансформируется в анимацию. Действие выполняется выбранным субъектом, а обстановка постоянно меняется. Анимация сопровождается звуковым сопровождением.
Игровое упражнение №1. Наводим камеру приложения на карточку «Бежит». Закрепляем согласование глагола в единственном числе, затем во множественном числе. Мобильное цифровое приложение демонстрирует анимацию, что мальчик бежит, собака бежит, котенок бежит. Например: мальчик бежит - мальчики бегут, собака бежит - собаки бегут. Таким образом, работаем со всеми карточками.
Игровое упражнение №2. Формирование навыка изменения личных окончаний глагола. Наводим камеру приложения на карточку «Едет». Например: я еду, вы едите, он едет, мы едим. Наводим камеру приложения на карточку «Ест». Например: я ем, вы едите, он ест, мы едим. По аналогии работаем со всеми карточками.
Игровое упражнение №3. Работа с приставочными глаголами.
Наводим камеру приложения на карточку «Бежит», «Едет».
Мальчик-убегает, перебегает, забегает. Машина уезжает, заезжает, переезжает. На занятиях важно оказывать все виды помощи детям-дошкольникам.
Использование приложения дополненной виртуальной реальности «AR TUTOR - «Осознание действий» будет способствовать более эффективному формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ТНР при соблюдении следующих условий:
1. Учет психолого-педагогических характеристик детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Регулярное применение приложения дополненной виртуальной реальности «AR TUTOR» на подгрупповых и индивидуальных занятиях в логопедической группе для стимуляция речевой активности.
3. Использование данного приложения воспитателями во второй половине дня и родителями для закрепления на дому.
© Евстигнеева В. В., 2024