Ольга Бахарева
Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА№13 «ЧЕБУРАШКА».
Развитие мелкой моторики рук детей
через изобразительную деятельность.
БАХАРЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является изобразительная деятельность. Поэтому, используя в своей работе по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель:
Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников через изобразительную деятельность.
В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику.
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
3. Создавать предметно-развивающую среду, помогающую развитию мелкой моторики у дошкольников.
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы: словесный, наглядно-действенный, практический, исследовательский, игровой.
Для реализации поставленной цели, мною был разработан план деятельности :
1. Изучить работы известных педагогов, работающих по моей теме.
2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.
3. Организовать дополнительные образовательные услуги в рамках кружковой работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.
4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.
5. Провести ряд консультаций, собраний и мастер-классов для родителей по методике пальчиковых игр, изобразительной деятельности, нетрадиционным техникам рисования.
6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.
Свою работу по теме я начала в средней группе с диагностики развития мелкой моторики руки. Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням: высокий, средний, низкий.
Диагностика по изо. деятельности включала в себя технические умения:
умение пользоваться карандашом; умение пользоваться кисточкой и красками;
умение применять выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулировать нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, умение пользоваться ножницами, сгибание бумаги.
После проведения диагностики я решила развивать мелкую моторику рук через кружковую работу по программе «Ловкие пальчики» в рамках дополнительной образовательной услуги.
Программа рассчитана на два года (старшего дошкольного возраста).
Образовательная деятельность проводится с сентября по май включительно, длительностью 25 минут,1 раз в неделю, 4 раза в месяц со всей группой детей.
Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.
Каждое занятие начиналось с пальчиковой гимнастики, затем проводилась работа в тетради с крупной клеткой (штриховка, продолжи узор, графический диктант) и давались задания на различные виды изобразительной деятельности.
Методы работы с детьми :
Наглядные: наблюдение; рассматривание образцов; демонстрация иллюстраций; показ (выполнение) воспитателем; показ детских работ в конце занятия.
Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Формы работы с детьми :
Индивидуальная: Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
Фронтально-индивидуальная: Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Фронтальная: Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
Был составлен перспективный план на год, с учетом названий тематических недель.
Перспективное планирование занятий кружка "Ловкие пальчики"
Т Тема Содержание
1. Диагностика
2. Дары осени
• Рисунок по точкам (овощи)
• Штриховка (горизонтальные линии)
• Бобы, семечки, рис - отделить друг от друга (перебрать)
• Знакомство с тетрадью в крупную клетку
3. Золотая осень
• Пальчиковая гимнастика "Вышли пальчики гулять"
• Рисование в тетради в клетку (обведи клетку)
• Рисование пальчиками осеннего дерева (3 цвета)
4. В мире музыки
• Пальчиковая гимнастика "Мы играем" (3, 52)
• Штриховка по вертикали "Музыкальные инструменты"
• Рисование в тетради в клетку: продолжи узор
5. Всемирный день животных • Упражнение "Животные" (показ пальцами, ладошками)
• Рисование жесткой кистью (контур животного)
• Графический диктант (в тетради в клетку)
6. Человек, как представитель живого на земле • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" (3, 57)
• Рисование по образцу в тетради в клетку
• Оригами "Подарок"
7. Предметы быта • Упражнения с граненым карандашом
• Соедини по точкам (посуда)
• Лепка из глины (посуда)
8. Моя страна • Пальчиковая гимнастика "Дом и ворота" (3, 47)
• Раскрашивание флага восковыми мелками
• Рисование по клеточкам: флажки
9. Фестивальная • Пальчиковая гимнастика "Веселый оркестр" (4, 121)
• Рисование цветным песком.
• Продолжи узор (в тетради в клетку)
10. Поздняя осень • Пальчиковая гимнастика "Осенний листочек" (1, 29)
• В тетради в клетку: елочки (по образцу)
• Аппликация "Дерево" (методом обрывания)
11. Моя семья • Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик. "
• В клетку: графический диктант
• Рисование: рамка для семейного фото
12. Приход зимы • Пальчиковая гимнастика "Снежная баба" (3, 48)
• Рисование по трафарету: снежная баба
• Узор по образцу в тетради в клетку: кружок, палочка
13. Права ребенка • Массаж с шишками
• Работа в тетради в клетку : "Продолжи ряд" (3, 56)
• Рисование свечой «Зимний пейзаж»
14. Магия бумаги • Игры с мятой бумагой (смять в комок, покатать между ладошек, разгладить)
• Штриховка (вертикальные линии) (3, 60)
• Оригами "Надувной шарик"
15. Скоро, скоро Новый год! • Пальчиковая гимнастика "Скачет зайка косой" (3, 47)
• "Узор по образцу" в тетради в клетку
• Рисование солью "Зимний лес"
16. Зимние народные праздники • Расскажи стихи руками "Как живёшь?" (3, 59)
• Соедини по точкам "Самовар"
• Рисование свечой "Снежинка-балеринка"
17. Транспорт. Дороги в разное время года • Упражнение "Самолёт" (1, 141)
• Графический диктант "Машина"
• Раскрашивание машинки
18. Народная игрушка • Упражнения с маленьким мячом (ежи)
• Узор по образцу в тетради в клетку
• Каргопольская роспись "Козлик"
19. Всемирный день доброты • Пальчиковая гимнастика "Дружба" (4, 109)
• Графическое упражнение "Пройди лабиринт"
• Гравировка - процарапывание
20. В мире сказок • Пальчиковый театр "Репка"
• Графический диктант в тетради в клетку
• Рисование ладошками "В гости к Мухе-Цокотухе"
21. Наши защитники • Расскажи стихи руками "Смелый капитан" (4, 120)
• Штриховка (разные виды) "Парусник"
• рисование пластилином "Лодочка"
22. Человек славен трудом • Пальчиковая гимнастика "Помощники"
• Штриховка "Пожарная машина"
• Работа с солёным тестом "Рогалик"
23. Международный женский день • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" (3, 54)
• Работа с трафаретом "Ваза"
• Аппликация из мятых салфеток "Мимоза"
24. Край наш северный • Пальчиковая гимнастика "Собери палочки в корзину"
• Работа в тетради в клетку "Нарисуй фигуры" (3, 78)
• Рисование в технике точечного рисунка "Птичка-невеличка"
25. Правила этикета • Пальчиковая гимнастика "Повстречались" (3, 55)
• Графический диктант в тетради.
• Оригами "Салфетка"
26. Театральное искусство • Пальчиковая гимнастика "Апельсин" (3, 56)
• Пальчиковый театр "Колобок"
• "Продолжи узор" - в тетради в клетку
27. Птицы нашего края • Инсценировка стихов при помощи рук "Кря, кря, кря" (3, 66)
• Соедини по точкам "Сова"
• Графический диктант в тетради
28. Неделя книги • Игры с грецким орехом
• Графический диктант в тетради
• Рисование жесткой кистью Белка с орешком" (по произведению Пушкина А. С.)
29. Моё здоровье • Расскажи стихи руками "Футболисты-проказники" (4, 121)
• В тетради в клетку - рисование круга в 1 клетке, в 4 клетках
• Рисование пластилином "Мяч"
30. Безопасность жизнедеятельности • Упражнение "Пальчики" (4, 111)
• Штриховка по диагонали "Машина"
• Аппликация "Светофор"
31. День Победы • Упражнение "Большие и маленькие" (4, 115)
• Раскрашивание "Звезда"
• В тетради " Нарисуй по образцу: корабль"
32. Русь-Россия • Пальчиковая гимнастика "Домик" (4, 112)
• Рисование по образцу в тетради в клетку "Дом"
• Процарапывание "Домик"
33. Изменение в природе • Пальчиковая гимнастика "Интересно вокруг" (4, 125)
• Штриховка (горизонтальные линии) "Бабочка"
• Выкладывание пластилина на картоне "Цветок"
34. Диагностика
На занятиях я учила детей рисовать свечой пейзаж. Ребята превращались в волшебников и учились творить чудеса.
Очень нравилось детям рисовать цветным песком. Этому увлекательному моменту я посвятила несколько занятий. Работы получились очень красочными. Цикл занятий я посвятила сгибанию бумаги. Учились сгибать по диагонали, по горизонтали. Детям предлагалось выполнить такое оригами как, подарок, воздушный шарик, салфетка, лодочка, кораблик.
Детям предлагала рисовать не только кисточкой, но и крупами: греча, манка, рис. Появилась очень красивая картина «Щенок», которую мы отправили на выставку «Мой четвероногий друг»,
В старшей группе большое внимание уделяла графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты разной тематики. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.
Использовала такие приемы, как, работа с трафаретами, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты.
Дома дети устраивали домашние мастерские, где изготавливали различными способами открытки, поделки на выставки, подарки для родителей, бабушкам и дедушкам.
На протяжении всей работы в группе организовывались различные выставки: «Мы-рисуем», «Нетрадиционное рисование», «Нашим мамочкам».
Каждый месяц оформляли выставки детских работ «Наш вернисаж» в коридоре ДОУ.
Совместно с детьми участвовали в городских конкурсах: «Идет коза рогатая», «Петушок-золотой гребешок», «Мой четвероногий друг», «По книжкиным тропинкам; в областных конкурсах: «Забавные отпечатки», «В гостях у сказки», «Природные знатели».
Для молодых специалистов ДОУ проводила консультации: «Развиваем руку ребенка через рисование.»
Провела для педагогов ДОУ мастер-класс — правополушарное рисование.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений в работе. Для родителей было подготовлено собрание, на котором провела мастер-класс «Ловкие пальчики».
Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями для совместной деятельности с детьми.
Задачи:
• повышать педагогическую компетентность родителей в художественно –творческом развитии детей;
• способствовать установлению партнерских отношений между родителями, педагогом.
Родители, совместно с детьми учились рисовать свечой, солью, жесткой кистью, разными видами крупами.