Анастасия Золотова
Доклад на тему: «Игровые технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Создание условий в детском саду для развития познавательных способностей и широкого взаимодействия с миром одно из основных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Организованная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи ребенка. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
Публикация «Доклад на тему: „Игровые технологии в ДОУ“» размещена в разделах
Лучший способ определить степень мотивации ребёнка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста эффективным считаю, давать ребенку сделать свой собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию. Подбирать задания соответствующие возрасту и индивидуально для каждого ребенка. Хвалить детей всякий раз, когда они стараются овладеть новыми умениями. Это заставляет их стараться еще сильнее. Предлагать различные способы выполнения заданий и пусть дети выберут сами. Позволять детям проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. И конечно же не критиковать детей за неудачу, наоборот, посоветовать им, что делать, чтобы добиться желаемого результата. Позитивная мотивация способствует развитию познавательных интересов. А так же развитию качеств творческого мышления. Снятию эмоционального и творческого напряжения. Развитию навыков взаимодействия детей друг с другом. Формированию готовности ребенка к школьному обучению. Формированию основ здорового образа жизни. Пробуждению гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развития восприятия, внимания, памяти, воображения. Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности и именно через игру ребёнок познаёт мир и ещё это «прекрасный метод развивающегося обучения» (Л. Выготский).
Обучение лучше осуществлять в естественном самом привлекательном виде деятельности. В процессе игры развиваются: планирование, умение анализировать, воображение, память. Несомненным достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому что им нравится сам игровой процесс. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
Вся жизнь ребенка-это игра. Он не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Поэтому обучение ребенка вообще не может проходить вне игры. И наоборот: любая детская игра, тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, станет развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она будет развивать и совершенствовать.
Игровая технология – Лего – конструирование
Актуальность применения лего- технологии обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и обучающих направлениях деятельности ребенка, а также возможностью развития таких качеств личности, как оригинальность мышления, гибкость ума, исследовательский интерес, хорошее пространственное воображение, навыки стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, влияющих на развитие общих способностей ребенка. Технология конструирования определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.
Конструирование по образцу
Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Игровая технология – Песочная терапия
Средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психо- эмоционального состояния ребенка. Рисование песком - это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, дети чувствуют его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Нарисовать с помощью песка можно все что угодно: растения, животных, жителей моря и насекомых, портреты и пейзажи. Главное дать волю воображению и не бояться экспериментировать.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
1. «Чувствительные ладошки»
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
Игровая технология – ролевая игра
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение реальной практической деятельности людей. Вначале ребенок примеряет на себя разнообразные роли из-за их чисто внешней привлекательности, но со временем происходит более полное проникновение в смысл имитируемой деятельности. Воспитательное значение ролевых игр велико. В играх создаются ситуации, для разрешения которых необходимы организаторские способности, умение идти на компромисс, готовность жертвовать личными амбициями ради общего дела. Сюжетно-ролевая игра обладает несомненным развивающим потенциалом. Возможности для развития познавательных процессов посредством сюжетно-ролевой игры заключаются в двуплановости игры, использовании предметов-заменителей, продумывание сюжета игры, необходимости активизации мыслительной деятельности в процессе коммуникативного взаимодействия.
Использование игровых технологий в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития познавательных, творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в жизни ребенка.
«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ. ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ И Я НАУЧУСЬ!»
Китайская народная мудрость