Ольга Димитрова
Консультация «STEM-технология»
STEM-технология
STEM-образование — новый в наших широтах термин, расшифровывая каждую букву которого получаем:
— Science (наука,
— Technology (технологии,
— Engineering (инженерия,
— Math (математика).
Итого приходим к комплексному междисциплинарному подходу с проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.
Публикация «Консультация „STEM-технология“» размещена в разделах
Термин STEM родом из США, введеный в школьную программу для того, чтобы усиленно развивать и усиливать компетенции своих собственных учеников в научно-техническом направлении, поскольку о том, что все уже сегодня связано с технологиям знают все.
Вариации направления STEM, расширенные и углубленные — STREM (добавили в комплекс «R» — robotics/робототехника) или STEAM (добавили «А»- art/искусство).
В национальном масштабе STEM введен в школьную программу в Штатах для подготовки с самого раннего возраста будущих гуру в области высоких технологий. Поэтому и стартуют со STEM/STEAM-образованием с первых классов. Там.
Во многих странах STEM-образование в приоритете по следующим причинам:
В ближайшем будущем в мире и, естественно, в России, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств и др.
В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий.
Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии.
Образование в области STEM является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-образования. В России тоже понимают эту проблему – открывают Центры технической поддержки образования (ЦТПО, в которых частично решатся задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при вузах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научном исследовании. И, возможно, что кто-то из этих ребят пойдет не в модные юристы-экономисты, а выберет путь ученого или изобретателя или увлечется программированием.
Преимущества STEM технологии
1.STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов.
2. Между тем STEM — это широчайший выбор возможностей профессионального развития (эффективность использования). Еще и поэтому в стране набирает обороты общенациональная кампания за внедрение технологий обучения дисциплинам STEM.
3. Предоставление студентам доступа к технологиям. Сегодня, когда мир пронизан вездесущими компьютерными сетями, дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах. Они запускают веб-сайты, снимают фильмы на телефоны и сами разрабатывают игры.
3.STEM технологии означают создание такой среды обучения, которая позволяет студентам быть более активными. Чтобы ни произошло, студенты вовлечены в свое собственное обучение. Итогом является то, что студентам лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а, не будучи пассивными наблюдателями.
4. STEM технологии требуют от студентов больших способностей мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно.
Недостатки STEM технологии
1. Слабость коммуникативных навыков, особенно вокальных навыков. В STEMинженеры больше всего внимания обращают на формулы, уравнения, структуры материалов, в которых, скорее всего, будет использован сухой книжный язык.
2. Так как инженеры в основном сосредоточены на STEM, они могут потерять свое творческие навыки. Большинство изобретений и новшеств возникли в начале мышления несуществующих и “достаточно сумасшедшие” вещи.
3. Инженеры, которые, хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем».
4. Ярко выраженная узкая специализация учителей, и как результат знания школьников будут фрагментарны. Реализовывать такое направление способны только учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественно-научных учебных дисциплин и технологий.
Условия для внедрения STEM технологии
1. Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
2. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.
3. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. 4. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
5. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Хотя в России современные образовательные системы не называются STEM, научно-инженерному образованию уделяется сейчас приоритетное внимание. Это значит, с учетом опыта США, глобальных тенденций развития образования решение креативных вопросов нерационально откладывать на потом. В 2014 году в России открылись 155 STEM-центров в Москве, Московской области и Поволжском федеральном округе. В соответствии с планами организаторов проекта, в 2015 году к программе присоединятся до 7 новых регионов.
Оценка STEM технологии по характеристикам А. И. Пригожина:
1) инновационный потенциал
•комбинаторные
2) источником инициативы
• - выступает государство, с точки зрения идеологической направленности официальной политики государства это - прямой социальный заказ,
3) объем применения
• - системные (технологические, организационные, солидные материально-технические ресурсы, кадровый потенциал и т. д.)
4) особенности инновационного процесса
• - межорганизационные, доклад президенту США «Готовить и вдохновлять: обучение в области науки, технологий, инженерии и математики в США», подготовленного Советом по науке и технологиям при президенте США в сентябре 20105) особенности механизма осуществления
6) принцип отношения к своему предшественнику
• - диффузные;
7) социальные последствия
• - вызывающие социальные издержки: огромные материальные затраты (обучение кадров, организация самого процесса, техническое оснащение,
8) тип новшества
• - материально-техническое
• - социальное
• - организационно-управленческое (обучение преподавателей,
• - педагогическое (обучение педагогов технологиям, затраты - физические, временные, умственные – педагогов на подготовку студентов
9) эффективность производства, управления, улучшение условий труда