Оксана Франковская
STEM-технологии как инновационное направление в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «STEM» - является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество, (авт. С. А. Аверин, Т. В. Волосовец, В. А. Маркова).
STEM-образование в России ориентировано на ФГОС, что обеспечивает стандартизацию и качество обучения и позволяет сформировать у детей познавательные интересы к различным видам деятельности.
Аббревиатура «STEM» расшифровывается следующим образом :
Публикация «STEM-технологии как инновационное направление в дошкольном образовании» размещена в разделах
S-science, T-technology, E-engineering, и M-mathematics. В переводе с английского это: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
Современный мир перед образованием ставит непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует некоторых интеллектуальных способностей. Дошкольники более восприимчивы к новой информации, поэтому знания усваиваются быстрее, умения и навыки формируются без особого сопротивления. Развитие умений получать, перерабатывать и использовать полученную информацию и лежит в основе STEAM- технологии. Для дошкольников это приобретение практических навыков и умений, которые востребованы в современном мире. А так же увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческие, интеллектуальные и другие способности. Дети лучше понимают принципы логики и открывают для себя что-то новое и оригинальное, это способствует их любознательности и вовлекает в образовательный процесс.
В STEAM- технологии можно выделить несколько образовательных модулей :
• Математическое развитие.
Задача: познакомить детей со сложением и вычитанием, научить их сравнивать и сортировать предметы- раскладывая их по определенным признакам (по цвету, по форме и размеру, от большего к меньшему и т. д). Для этих целей используют различные раздаточные материалы: геометрические тела, логические блоки, головоломки, счеты, шнуровки, математические конструкторы и т. д.
• Познавательно- исследовательская деятельность
Задача: Приобщить детей к исследовательской деятельности.
Дети узнают что такое научная лаборатория, зачем проводят эксперименты и при помощи какого оборудования; знакомятся с приборами (лупа, микроскоп); учатся наблюдать за явлениями природы, классифицировать и т. д.
• LEGO- конструирование и художественно – творческая деятельность
Задача: Развивать мелкую моторику, фантазию, внимание и память, учить сравнивать, анализировать, обобщать, различать параметры и типы крепления, ориентироваться в пространстве. Помогает воспитывать самостоятельность, командный дух, распределять роли, принимать коллективные решения.
Важно, что дети проявляют познавательный интерес, активность, творческое воображение и мотивационную направленность, самостоятельность; с удовольствием общаются, строят планы, высказывают предположения, делают выводы; формируется сплоченность коллектива.
Внедрение STEAM-подхода в дошкольное образование обеспечит детям уникальные возможности для творчества и развития, а также подготовит их к активной и успешной жизни в мире технологий и научных открытий.
Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии : любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства. Деятельность взрослого направлена на то, чтобы ребёнок принял общую схему действия, почувствовал связь образовательных модулей между собой, смысл каждого звена в общей системе действия, иерархию второстепенных и главных целей. В этом случае у ребёнка появляется способность действовать «в уме», которая является важнейшим условием развития интеллектуальных способностей. В данные виды деятельности органично включается освоение технологий XXI века (элементы программирования и цифровые технологии).