Светлана Кривошеева
STEM-образование в дошкольном образовании «Экспериментирование с живой и неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель Образовательного модуля - организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.
Публикация «STEM-образование в дошкольном образовании „Экспериментирование с живой и неживой природой“» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования, родители-помощники — те факторы, которые зачастую отсутствуют в образовательной организации.
Какие условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием?
Вот несколько советов.
1. Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с малышами эксперименты и опыты.
2. Появление у ребёнка интереса к экспериментированию зависит от вашей личной заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться.
3. Не сдерживайте инициативы малыша, предоставьте ему сделать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
4. Именно здесь домашнее экспериментирование выигрывает у занятий в детском саду, где чаще всего дети являются лишь наблюдателями опыта.
Описание образовательной деятельности
Эксперименты длящиеся от недели и более, нуждаются в обсуждении его хода, ведите календарь наблюдений, где будут отражены происходящие изменения, — это поможет интересу ребёнка не угаснуть.
В заключение эксперимента старайтесь подвести малыша к выводу: «О чём свидетельствует результат опыта, что это значит?» Это поможет развить способность анализировать, делать выводы и обобщать, что очень пригодится для обучения в школе и всей последующей жизни.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Специальные материалы, представленные в модуле, помогут привлечь внимание детей к экспериментированию, облегчат педагогам и родителям поиск необходимого оборудования, сделают занятия в образовательной организации и дома яркими и интересными.
Показ презентации
Практика
Сегодня вашему вниманию, я представлю экспериментальную деятельность, позволяющую раскрыть свойства воды.
Перед вами глобус- это модель земного шара, мы видим, что большую часть планеты, по своим масштабам, занимает водная среда.
Задача: помочь детям определить, что вода- бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретает их цвет. Чем больше в воде растворено веществ, тем интенсивнее ее цвет.
Оборудование: набор пробирок, комплект воронок, краска, киста.
- Скажите пожалуйста, каким цветом вода (часто дети отвечают, что вода белая- в этом случае необходимо налить в пробирку молоко или воду окрашенную белой гуашью) и поставить рядом с чистой водой для сравнения.
Используя воронку нальем в пробирку воду. Опустим в нее кисточку. Посмотрите, видно ли кисточку сквозь воду?
Как выдумаете почему кисточку видно?- ответы детей. Оказывается вода не имеет цвета-она прозрачная.
«Радуга»- познакомьте детей с радугой. Сделайте с ними воду всех цветов радуги поставьте пробирки с такой водой в правильном порядке. Расскажите детям, что радуга- это отражение солнца в маленьких капельках воды, которые остались в воздухе после дождя.
Проиграйте с ними в игру «Какой цвет пропал?»
Когда дети запомнят последовательность цветов в радуге, предложите им еще раз посмотреть на пробирки с цветной водой, а затем отвернуться. Уберите пробирку с окрашенной водой, пусть дети догадаются какой цвет пропал. Когда игра будет проходить легко, можно перейти к другой «Что не так?». Вновь предложите детям отвернуться и поменяйте местами 2 пробирки, затем предложите определить- что в радуге не так.
Существует множество экспериментальной деятельности по данному модулю, позволяющим облегчить и насытить образовательный процесс воспитателям, проводимый с детьми дошкольного возраста.