Башкирова Галина Викторовна
STEAM образование — универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.
65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.
Публикация «STEAM образование — универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО» размещена в разделах
STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и играть как дети.
Сегодня STEAM -образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти направлений в единую схему обучения. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического мышления, такие как: Лего-технология, детская опытно-экспериментальная деятельность и детская исследовательская деятельность – входят в нашу основную образовательную программу.
Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
STEAM – акроним, который состоит из слов science, technology, engineering, mathematics, art (наука, технология, инженерия, искусство, математика). Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, причем быстрыми темпами. Вскоре появятся профессии, которые нам с вами даже сложно вообразить, но все они будут так или иначе касаться технологий в разрезе естественных наук.
STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования, центра детского экспериментирования легко можно поддержать исследовательское поведение дошкольников, интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и Лего- технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование и детское экспериментирование
Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО и детская научно-экспериментальная лаборатория является великолепным средством, помогающим обеспечить внедрение модели STEAM – образования в ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Игрушки для STEAM -образования с самого раннего возраста должны давать детям возможность исследовать все возможные решения поставленных задач или даже помогать придумывать свои собственные. И кто знает, может они помогут вырастить следующее поколение уникальных архитекторов, дизайнеров или мыслителей.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
LEGO – самый известный в мире конструктор. Детям он нравится тем, что из одних и тех же блоков можно создавать совершенно разные конструкции
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Речевое развитие
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (лёгкий - тяжёлый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность, регистрировать увиденное.
Физическое развитие
Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Формирование трудовых навыков.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности может продолжиться наблюдениями на прогулке, чтением, игрой. И позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.
Развивающие игры, современные конструктивные средства, детские уголки экспериментирования создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных, технических способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят детей в более сложные формы игровой активности.
В современных образовательных трендах стоит обозначить основные факты, влияющие на изменение содержания образования.
• Во-первых, это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы.
• Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества, к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию, самоподготовки и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстроменяющемся мире.
В заключение, хотелось бы с уверенность сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков : РППС, характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.
Список использованных источников:
1. Красильникова В. А. Концепция компьютерной технологии обучения – Оренбург: ОГУ, 2008. – 42с.
2. Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL :https://www.hse.ru/news/media/63841790.html
3. Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL :https://edguru.ru/blog/edutrends/
4. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М. : Экономика, 2002.
5. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии по- знания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Эребус, 2006.
6. Фролов А. В. Роль STEM-образования в «новой экономике» США // Вопросы новой экономики.