Галина Сергеева Криворотова
Педагог в инновационном образовательном контексте профессионального стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Криворотова Г. В., МБДОУ «ДС №28 г. Челябинска»
Аннотация: В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, рассматриваются уровни, структурные компоненты и условия ее развития к новым идеям, их способности к поддержке, созданию и реализации новшеств в контексте профессиональной деятельности.
Публикация «Педагог в инновационном образовательном контексте профессионального стандарта» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам инноваций.
В настоящее время инновационное образовательное место рассматривается как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих не только получение знаний, умений и навыков, но и осуществление личностных изменений, направленных на формирование активных субъектов образовательного процесса.
В следствии этого условием успешного развития инновационных процессов становится как инновационный потенциал организации так инновационный потенциал каждого педагога, где ключевыми чертами являются профессиональные, специальные моральные, мотивационные.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.
В силу этого становится очевидной необходимость внедрения в учебный процесс различных инновационных методов и форм, проектной деятельности, в усилении предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур.
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Большие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы, важной чертой считается способность к созданию инновационного образовательного пространства.
Характер инновационной работы педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к данной работе.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач. И первый шаг это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.
Значительный фактор, который гарантирует успех в педагогической инновационной деятельности – мотивация. Наряду с мотивацией, педагог должен иметь комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и способности становления имеющейся педагогической практики.
В свою очередь важно понимать, что недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог имел возможность хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Любая перемена в работе, должна быть не только актуальна, но и реалистична, т. е. соответствующим реально существующим в данном учебном заведении условиям. Без сомнения, значительный компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач данной работы, которыми владеет педагог, т. е. компетентность в области педагогической инноватики.
Формирование готовности к использованию инновационных технологий требует создания системы педагогических условий, которые могут обеспечить высокий уровень непрерывного качественного образования вoспитателя и возможности его творческой и интеллектуальной реализации.
В связи с данным содержанием нововведения является актуальной так как касается модернизации всего воспитательно-образовательного процесса. Такая модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компентентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами новыми формами профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
К главным функциям инновационной работы относится изменение компонентов педагогического процесса : целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.
Анализируя выше сказанное, следует подчеркнуть, что педагогическое мастерство преподавателя является основополагающим фактором инновационной деятельности педагога. Творческая деятельность преподавателя направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности требует особых способностей и длительной подготовки, в ходе которой такие способности развиваются и совершенствуются. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска.
В конечном счете творческая индивидуальность – это высшая характеристика деятельности педагога, поскольку именно в процессе постижения и утверждения им своей творческой индивидуальности педагогический процесс, осуществляемый им, выходя за рамки обычной деятельности, превращается в деятельность творческую.
Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Следовательно, важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве.
Литература:
1. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15
3. Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
4. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49