Галимова Елена
Опыт работы «Знакомство дошкольников с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
ГАЛИМОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
Воспитатель
МАДОУ № 453 г. Челябинск. 2023 г.
Знакомство дошкольников с окружающим миром.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «приобретение ребёнком таких интегративных качеств, как развитие познавательного интереса и способность самостоятельно действовать в повседневной жизни; в различных видах детской деятельности; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умение ребёнком применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим, в зависимости от ситуации, преобразовывать способы решения задач или проблем. Таким образом, современной целью педагогического процесса на современном этапе становится – развитие личности ребёнка как субъекта собственной стратегии жизни.
Публикация «Опыт работы „Знакомство дошкольников с окружающим миром“» размещена в разделах
Детская познавательная активность и любознательность в настоящее время является объектом повышенного внимания учёных и педагогов так, как тесным образом связана с реализацией личностно-ориентированного подхода в вопросах воспитания дошкольников и их обучения. И диктуется необходимостью решения проблем подготовки дошкольников к условиям взрослой жизни в современном обществе. Умение ребёнка-дошкольника видеть окружающий его мир, умение вести наблюдение за объектами ближайшего окружения, проявлять познавательный интерес и активность в различных и видах детской деятельности - является составляющей успешного обучения ребёнка к школе.
Проведённая работа по формированию познавательной активности младших дошкольников, способствовала решению мной следующих педагогических задач:
- формирование у детей способности видеть многообразие окружающего их мира и формирование умения видеть причинно-следственные связи;
- развитие у младших дошкольников наблюдательности и познавательной деятельности, любознательности, логического мышления, закрепление собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных обозначений, моделей и схем);
- стремление детей к познавательной активности в ходе выполнения опытно-экспериментальной деятельности, умение совместного с взрослым овладевать знаниями;
- формирование у детей умения в условиях познавательно-поисковой деятельности взаимодействовать в детском коллективе и индивидуально.
Движущая сила и источник проявления познавательной активности – это потребность и умение ребёнка проникнуть в окружающее пространство и ознакомиться с ним, исследовать его и овладеть им. Предметно-пространственный мир выполняет информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем ребёнка мире, становится средством передачи социального опыта, и побуждает ребёнка к проявлению собственной познавательной активности.
Познавательная активность и самостоятельность младших дошкольника претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Обращение к опытной и исследовательской деятельности позволило мне организовать процесс активного познания. Наблюдения за результатами детей и анализ показал мне: чем разнообразнее и интенсивнее процесс наблюдений за окружающей средой и самостоятельная поисковая деятельность детей, тем больше новой информации они получают, тем быстрее и устойчивее закрепляются добытые ими в опытно-экспериментальной работе представления и знания об окружающем их среде, предметах ближайшего окружения их свойствах и качествах.
Детская познавательная активность и экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребёнка в детском саду: игровую, прогулку, сон, непосредственно образовательную деятельность, приём пищи. Ребёнок сам по себе, уже является исследователем, проявляющим живой интерес к исследованию окружающего его пространства и объектов этой среды.
При выполнении творческих заданий в непосредственно образовательной деятельности, а также при осуществлении опытов, наблюдений и экспериментов дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность.
Образовательный процесс, состоял из двух блоков: первый – это совместная деятельность педагога с детьми. Второй – свободная самостоятельная познавательная деятельность самих детей. Это нашло отражение в выборе мной модели и планировании педагогической работы. В непосредственно-организованной образовательной деятельности моя партнёрская позиция способствовала развитию у детей поисковой и познавательной активности, умению решать или принимать какое-либо решение в проблемной ситуации. Моё стремление вызвать у детей желание идти к достижению положительного результата, благоприятно сказывалось на эмоциональном настроении в детском коллективе. Добрыми словами поощрялись проявление самостоятельности и активности. Каждое новое занятие имело привлекательный, либо интригующий отправной момент. Для детей создавалась мотивация для проявления активности самостоятельности в ходе решения поставленных творческих заданий и проблем. Некоторые занятия по экспериментированию начинались с привлечения внимания детей к ярко выраженным природным явлениям: дождь; радуга после дождя; листопад; дождь с раскатами грозы; снегопад; иней на ветках деревьев; морозные узоры на стёклах окон; утренняя роса; весенняя капель.
В беседах с детьми о их повседневной жизни и во время дневных и вечерних прогулок, я обращала внимание детей на то, что существует непонятное и неизвестное. Задавая вопросы и создавая простые проблемные ситуации, стимулировала детскую любознательность и наблюдательность. Побуждая в детях желание самостоятельно вести поисковую и наблюдательную деятельность. В ежедневных наблюдениях за объектами из ближайшего окружения и явлениями неживой природы, задавала наводящие вопросы, формировала у детей умение видеть и понимать причинно-следственные связи, отвечать на простые вопросы.
Эмоциональный всплеск и большой интерес к познавательной деятельности вызывали специально смоделированные мной события: - появление сказочного героя и его просьба решить проблемную ситуацию; - проведение целевых наблюдений (во время прогулок) за природными объектами или явлениями в погоде; либо объектами ближайшего окружения и закрепление полученных знания в «Дневнике наблюдений»; - внесение в группу и знакомство с раннее не известными детям предметами из окружающей среды; - предметы быта и старины с необычным для детей эффектом или назначением (например, коллекция запахов, старинный самовар, коллекция малоизвестных детям материалов, различные электрические приборы хозяйственно-бытового назначения, набор разнообразных магнитов и др.)
Для организации опытно-исследовательской деятельности, поддержания и дальнейшего развития интереса к открытиям, в нашей группе была создана ЛАБОРАТОРИЯ «Хочу всё знать». В лаборатории дети проводили наблюдения за различными предметами (из ближайшего окружения) и веществами. Участвовали дети в опытах и экспериментах по двум направлениям: первый - по инициативе взрослого, где я обучала детей определённому алгоритму исследовательских действий, а дети получали заранее определённый мной результат; и второй – дети самостоятельно строили свою познавательную и экспериментальную деятельность. Результаты наблюдений, опытов и экспериментов дети рисовали в «Дневниках наблюдений» и Журнале «Гуляем и наблюдаем».
При активном участии родителей моих воспитанников наша лаборатория «Хочу всё знать» пополнилась: - коллекцией материалов (дерево, железо, пластмасса, резина, керамика, стекло, различные виды ткани);
- коллекцией бумаги (газетная, упаковочная, картон, цветная бумага, гофрированная, печатная, фотобумага, бумага для обоев и др.);
- коллекцией семян растений (семена овощных культур, семена деревьев и кустарников, растущих на территории родного края, семена садовых цветов, шишки еловые, сосновые, лиственницы, жёлуди);
- набором природного материала (мел, песок, глина, земля, уголь, вата, перья птиц, мох);
- наборами инструментов для проведения опытов (по количеству детей);
- инструментами: увеличительные лупы, песочные часы, механические часы, ручные весы, весы напольные, термометры, рулетки, линейки, мягкие метры, электрические фонарики.
- иллюстративным материалом, предлагаемым для исследования, анализа и сравнения.
- картотеками опытов и экспериментов по разделам: вода, воздух, материалы;
- копилка мерок (ленточки разной длины, мягкий метр, линейки разной длины);
- коллекция крупы.
- библиотека детских энциклопедий для детей (по разделам: птицы, животные, электрические приборы, мир растений, я – человек, космос).
В любом возрасте материал для опытно-экспериментальной деятельности способствует не только овладению ребёнком познавательными средствами, но и помогает развитию координации рук, развитию глазомера, развивает мелкую моторику. Результатом совместной опытно-экспериментальной деятельности стало создание для лаборатории «Хочу всё знать»: - картотеки игр-занятий с элементами экспериментирования; - картотеки опытов по разделам: «вода», «воздух», «материалы»; - картотека знаков-символов, обозначающих характерные признаки свойств объектов из окружающей среды и природных явлений, объектов неживой природы;
- картотека стихов и загадок и различных материалах, явлениях природы, объектах живой и неживой природы;
- картотека наглядно-иллюстративного материала «Что такое природа»,
- альбом детских рисунков «12 месяцев», отражающий в рисунках погодные явления и наблюдения за объектами неживой и живой природы родного края.
Проведённая с детьми серия опытов с воздухом вызвала желание создать в группе «Музей воздуха». Дети и их родители принимали активное участие в собирании и изготовлении таких экспонатов как: бумеранги, бумажные змеи, вертушки, флажки, веера, флюгера, наборы мыльных пузырей. Живой интерес вызвало коллекционирование запахов, свистулек, набора «мыльные пузыри», надувных шариков.
Проделанная работа по ознакомлению детей с окружающей предметной средой, объектами и явлениями природы, формирование стойкой познавательно-исследовательской деятельности помогла мне решить педагогическую задачу: дети стали любознательными и активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью. У детей проявлялась способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Наблюдалось формирование интегративного качества - владение универсальными предпосылками учебной деятельности.