Анастасия Журавлева
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
С точки зрения А. А. Романовой, развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста происходит в следующих направлениях:
Публикация «Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
реализация работы по развитию звуковой стороной речи, включающей упражнения на звукопроизношение, а также развитие интонации, темпа речи, дикции, силы голоса;
реализация работы по развитию и обогащению словарного запаса, включающей формирование смысловой стороны слова (так как она углубляет, уточняет понимание дошкольников значения слова);
реализация работы по развитию грамматического строя речи, включающей работу над построением различных типов предложений, морфологии и словообразования (18).
В соответствии с Г. Р. Галимуллиной, можно выделить основные направления по развитию предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста :
1. Применение различных форм обучения (фронтальная, подгрупповая, и индивидуальная, при проведении которых могут сочетаться следующие виды работы: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи).
2. Реализация работы по развитию речи в различных видах деятельности (игровая деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная).
3. Проведение диагностики актуального уровня речевого развития. При планировании работы важно принимать во внимание начальный уровень развития речи каждого дошкольника и всей группы детей в целом.
4. Проведение работы с семьями воспитанников по решению задач речевого развития детей (6).
Как отмечает А. М. Кузина, формирование предпосылок связной речи у детей реализуется в процессе работы над звуковой стороной речи. При этом должны решаться следующие задачи:
1. Формирование у ребенка реакции на обращенную к нему речь (Дима, что ты делаешь с кубиками? (я строю дом); Катя, кого ты нарисовала на рисунке? (на рисунке нарисован мячик).
2. Обучение дошкольников внимательному слушанию речи педагога (потешка «Киска, киска, киска брысь…» после прочтения задаются вопросы: Как автор называет кошку? (киска). Куда киска не должна садиться? Почему).
3. Обучение детей выполнению простых поручений по словесной инструкции: «Миша, подай Пете желтый шарик», «Дима, пожалей Машу, у нее болит пальчик».
4. Обучение детей речевому подражанию (произнесение звуков различных животных и птиц) (13).
Развитие предпосылок связной речи формируется благодаря взаимосвязи речевых задач. При этом с детьми проводятся различные игры и упражнения, в том числе грамматические. С точки зрения Л. В. Красильниковой, широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:
1) Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.
2) Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
3) Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.
4) Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.
5) Вопрос – словесное обращение, требующее ответа (12).
Можно определить несколько групп методов, которые ориентированы на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка. Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:
Как отмечает А. А. Душницкая, непосредственное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. Опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач (9).
К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать (6).
Методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой : рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и упражнения.
По мнению Д. Б. Годовиковой, практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач (8).
Приемы словарной работы включают:
1) Накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения.
2) Объяснение педагогом значений слов. Лексический анализ языка художественных произведений (выяснение значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств текста).
3) Подбор слов для характеристики героев литературного произведения. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию литературного произведения. Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку (17).
Средства развития речи включают : культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадайка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Развитие предпосылки связной речи происходит в процессе организации режимных моментов: формируется комментирующая речь ребенка при одевании или раздевании на прогулку, использование художественного слова для обсуждения режимных моментов (8).
Таким образом, в результате анализа научных исследований в области педагогики было установлено, что специалисты в области образования выделяют множество инструментов, стратегий и техник, предназначенных для стимулирования развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Ключевые методы, направленные на обогащение лексического состава речи, включают в себя: вербальные техники, визуальные методы и игровые подходы. Эффективное стимулирование развития связной речи у детей раннего дошкольного возраста должно непосредственно сочетаться с их активной жизнедеятельностью, включая игровые моменты и использование наглядных материалов.