Получи документы

Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Журавлева
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

С точки зрения А. А. Романовой, развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста происходит в следующих направлениях:

Темочки:

реализация работы по развитию звуковой стороной речи, включающей упражнения на звукопроизношение, а также развитие интонации, темпа речи, дикции, силы голоса;

реализация работы по развитию и обогащению словарного запаса, включающей формирование смысловой стороны слова (так как она углубляет, уточняет понимание дошкольников значения слова);

реализация работы по развитию грамматического строя речи, включающей работу над построением различных типов предложений, морфологии и словообразования (18).

В соответствии с Г. Р. Галимуллиной, можно выделить основные направления по развитию предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста :

1. Применение различных форм обучения (фронтальная, подгрупповая, и индивидуальная, при проведении которых могут сочетаться следующие виды работы: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи).

2. Реализация работы по развитию речи в различных видах деятельности (игровая деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная).

3. Проведение диагностики актуального уровня речевого развития. При планировании работы важно принимать во внимание начальный уровень развития речи каждого дошкольника и всей группы детей в целом.

4. Проведение работы с семьями воспитанников по решению задач речевого развития детей (6).

Как отмечает А. М. Кузина, формирование предпосылок связной речи у детей реализуется в процессе работы над звуковой стороной речи. При этом должны решаться следующие задачи:

1. Формирование у ребенка реакции на обращенную к нему речь (Дима, что ты делаешь с кубиками? (я строю дом); Катя, кого ты нарисовала на рисунке? (на рисунке нарисован мячик).

2. Обучение дошкольников внимательному слушанию речи педагога (потешка «Киска, киска, киска брысь…» после прочтения задаются вопросы: Как автор называет кошку? (киска). Куда киска не должна садиться? Почему).

3. Обучение детей выполнению простых поручений по словесной инструкции: «Миша, подай Пете желтый шарик», «Дима, пожалей Машу, у нее болит пальчик».

4. Обучение детей речевому подражанию (произнесение звуков различных животных и птиц) (13).

Развитие предпосылок связной речи формируется благодаря взаимосвязи речевых задач. При этом с детьми проводятся различные игры и упражнения, в том числе грамматические. С точки зрения Л. В. Красильниковой, широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:

1) Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2) Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3) Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.

4) Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5) Вопрос – словесное обращение, требующее ответа (12).

Можно определить несколько групп методов, которые ориентированы на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка. Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:

Как отмечает А. А. Душницкая, непосредственное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. Опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач (9).

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать (6).

Методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой : рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и упражнения.

По мнению Д. Б. Годовиковой, практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач (8).

Приемы словарной работы включают:

1) Накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения.

2) Объяснение педагогом значений слов. Лексический анализ языка художественных произведений (выяснение значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств текста).

3) Подбор слов для характеристики героев литературного произведения. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию литературного произведения. Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку (17).

Средства развития речи включают : культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадайка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Развитие предпосылки связной речи происходит в процессе организации режимных моментов: формируется комментирующая речь ребенка при одевании или раздевании на прогулку, использование художественного слова для обсуждения режимных моментов (8).

Таким образом, в результате анализа научных исследований в области педагогики было установлено, что специалисты в области образования выделяют множество инструментов, стратегий и техник, предназначенных для стимулирования развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Ключевые методы, направленные на обогащение лексического состава речи, включают в себя: вербальные техники, визуальные методы и игровые подходы. Эффективное стимулирование развития связной речи у детей раннего дошкольного возраста должно непосредственно сочетаться с их активной жизнедеятельностью, включая игровые моменты и использование наглядных материалов.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД