Папки-передвижки

Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Журавлева
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

С точки зрения А. А. Романовой, развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста происходит в следующих направлениях:

Публикация «Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

реализация работы по развитию звуковой стороной речи, включающей упражнения на звукопроизношение, а также развитие интонации, темпа речи, дикции, силы голоса;

реализация работы по развитию и обогащению словарного запаса, включающей формирование смысловой стороны слова (так как она углубляет, уточняет понимание дошкольников значения слова);

реализация работы по развитию грамматического строя речи, включающей работу над построением различных типов предложений, морфологии и словообразования (18).

В соответствии с Г. Р. Галимуллиной, можно выделить основные направления по развитию предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста :

1. Применение различных форм обучения (фронтальная, подгрупповая, и индивидуальная, при проведении которых могут сочетаться следующие виды работы: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи).

2. Реализация работы по развитию речи в различных видах деятельности (игровая деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная).

3. Проведение диагностики актуального уровня речевого развития. При планировании работы важно принимать во внимание начальный уровень развития речи каждого дошкольника и всей группы детей в целом.

4. Проведение работы с семьями воспитанников по решению задач речевого развития детей (6).

Как отмечает А. М. Кузина, формирование предпосылок связной речи у детей реализуется в процессе работы над звуковой стороной речи. При этом должны решаться следующие задачи:

1. Формирование у ребенка реакции на обращенную к нему речь (Дима, что ты делаешь с кубиками? (я строю дом); Катя, кого ты нарисовала на рисунке? (на рисунке нарисован мячик).

2. Обучение дошкольников внимательному слушанию речи педагога (потешка «Киска, киска, киска брысь…» после прочтения задаются вопросы: Как автор называет кошку? (киска). Куда киска не должна садиться? Почему).

3. Обучение детей выполнению простых поручений по словесной инструкции: «Миша, подай Пете желтый шарик», «Дима, пожалей Машу, у нее болит пальчик».

4. Обучение детей речевому подражанию (произнесение звуков различных животных и птиц) (13).

Развитие предпосылок связной речи формируется благодаря взаимосвязи речевых задач. При этом с детьми проводятся различные игры и упражнения, в том числе грамматические. С точки зрения Л. В. Красильниковой, широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:

1) Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2) Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3) Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.

4) Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5) Вопрос – словесное обращение, требующее ответа (12).

Можно определить несколько групп методов, которые ориентированы на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка. Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:

Как отмечает А. А. Душницкая, непосредственное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. Опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач (9).

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать (6).

Методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой : рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и упражнения.

По мнению Д. Б. Годовиковой, практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач (8).

Приемы словарной работы включают:

1) Накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения.

2) Объяснение педагогом значений слов. Лексический анализ языка художественных произведений (выяснение значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств текста).

3) Подбор слов для характеристики героев литературного произведения. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию литературного произведения. Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку (17).

Средства развития речи включают : культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадайка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Развитие предпосылки связной речи происходит в процессе организации режимных моментов: формируется комментирующая речь ребенка при одевании или раздевании на прогулку, использование художественного слова для обсуждения режимных моментов (8).

Таким образом, в результате анализа научных исследований в области педагогики было установлено, что специалисты в области образования выделяют множество инструментов, стратегий и техник, предназначенных для стимулирования развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Ключевые методы, направленные на обогащение лексического состава речи, включают в себя: вербальные техники, визуальные методы и игровые подходы. Эффективное стимулирование развития связной речи у детей раннего дошкольного возраста должно непосредственно сочетаться с их активной жизнедеятельностью, включая игровые моменты и использование наглядных материалов.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД