Приложение МААМ

Значение дидактических игр для всестороннего воспитания в раннем возрасте

Екатерина Иванова
Значение дидактических игр для всестороннего воспитания в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактической игры как средства развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы прошлого к дидактической игре.

Публикация «Значение дидактических игр для всестороннего воспитания в раннем возрасте» размещена в разделах

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна пронизана уроком, писал Ф. Фребель. Им была разработана система дидактических игр, в которую вошли дидактические игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками, и др., расположенных последовательно по принципу возрастающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактически игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Фридрихом Фребелем в помощь детским воспитателям создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Но, жестокая регламентированная деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности - вызвало практически замечания известных педагогов.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором, которой является Мария Монтессори. Она, как и Ф. Фребель считала, что – игра должна быть обучающей, в противном случае, это «пустая игра, не оказывающее влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению, Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста и школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Большое значение играм в воспитании детей придавал и К. Д. Ушинский. Он считал, они являются основным содержанием раннего развития и воспитания ребенка, и поддерживал в этом отношения Ф. Фребеля. В то же время К. Д. Ушинский порицал игры Ф. Фребеля, как засушивающие души ребенка. Он видел недостатки его системы в чрезмерной сухости, в систематичности игр, всегда подчиненной дидактической задачи, и высказывал мнение, что система Ф. Фребеля выражает характерные черты немецкой педагогики: формализм, чрезмерно строгую систематизацию, искусственность, ограничение самостоятельности. К. Д. Ушинский выступал против применения игр Ф. Фребеля в детском саду России. Таким образом, основываясь на принципе народности, он провозгласил идею оригинальности и самобытности русской педагогики. Народные детские игры он считал материалом, доступным каждому ребенку, понятным, в связи с близостью образов, сюжетов и содержания игр, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Большой вклад в теорию игры внесла Н. К. Крупская, которая, использовала лучшие достижения прогрессивной русской дошкольной педагогики тех лет, развивая передовую русскую педагогическую теорию, утвердила теоретические основы игры.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е. И. Тихеевой, являясь сторонницей и последовательницей взглядов К. Д. Ушинского на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря у детей и развитию связной речи. Она подчеркивает, что дидактических игры преследуют не только цель развития речи детей, - значение их шире. Живое участие детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, вниманию, волю.

Е. И. Тихеевой принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме, размеру и формированию элементарных математических представлений; создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей ( где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающихся друг от друга незначительными признаками, и т. д.).

Е. И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опят ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Она считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются сенсорные способности, но не сами по себе, а в связи с речью; в дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания.

Исследованием народных игрушек, как материала дидактических игр, занималась А. И Сорокина, она отмечает, что дидактическая игрушка, подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. Разбирая основные методы использования народных дидактических игрушек в книге «Игры с народными дидактических игрушками», А. И. Сорокина пишет, что основной формой использования народных игрушек является дидактических игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх с использованием дидактической игрушки руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их.

Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф. Н. Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Н. Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михаленко, Н. А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует :

• Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

• Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

• Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и сенсорного развития ребенка. [2,59-61].

Список литературы

1. Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду/ В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2005. – 176с.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. – М. : Просвещение, 2002. – 359 с.

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с.

4. Ю. М. Хохрякова Сенсорное воспитание детей раннего возраста // М : ТЦ Сфера, 2014 – 128с. – П. - Владос, 2016, 351с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. – Москва, 2011.

6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : «Тривола», 2010.-300с.

7. Печора К. Л. Пантюхина Г. В Голубьева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. -М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.

8. Пилюгина Е. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. -Москва,2013.

9. Пилюгина Э. Г. сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет// М. : ТЦ Сфера, 2003.-120с.

Публикации по теме:

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» "Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться". К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Картотека игр на адаптацию в раннем возрасте Пояснительная записка С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:.

Роль дидактических игр по конструированию в дошкольном возрасте Дидактическая игра является одним из основных игровых методов обучения и формой обучения детей, а также является средством всестороннего.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну пальчиковых игр» в раннем возрасте [Цель: убедить родителей в значимости развития руки для ребёнка дошкольного возраста, совместными усилиями тренировать руки, развивать речь,.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка «…Детский рисунок, процесс рисования - это частица.

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и.

Значение дидактических игр по развитию речи в средней группе Значение дидактических игр по развитию речи в средней группе. Дидактическая игра (ДИ) – интерактивный и активный вид детской деятельности.

Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать.

Значение художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте Значение художественно-эстетического образования в дошкольном возрасте. Музыка является одной из форм художественного отражения действительности.

Значение экологического воспитания в раннем возрасте Значение экологического воспитания в раннем возрасте. «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр для всестороннего воспитания в раннем возрасте
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 17:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр для всестороннего воспитания в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иванова (УИ 373460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД