лариса батомункуева
Консультация «Здоровьесберегающие технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная часть полного физического, психологического и социального благополучия. Здоровьесберегающие технологии - это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.
Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, звучит так: «здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты. Желание быть здоровым – это естественное стремление человека. Следовательно, для того, чтобы творить, созидать человеку необходимо здоровье, поэтому здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема.
В своей работе я большое значение придаю формированию у детей установки на здоровый образ жизни, экологической гражданственности.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям :
-организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии;
-выполнение требований СанПиН;
-игровые оздоровительные технологии;
-веселые физминутки на уроках в начальной школе;
-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
-дыхательная гимнастика;
-игровой массаж;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;
- взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности;
В сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий : организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Подбираю и составляю презентации с музыкальным сопровождением.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Один из способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Подбираю таблицы.
Важным направлением здоровье сберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровье сберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
(проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т. д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня», «Как я отдыхаю на каникулах»)
5. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
6. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования, эстафеты).
7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
Убеждена, что необходимым условием здоровье сбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.
Огромную роль для здоровья сбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.
Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.
Используя Здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровье сберегающее обучение направлено на
- обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности;
- к предотвращению усталости и утомляемости;
- приросту учебных достижений; д
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
- создание благоприятного психологического фона на уроке;
- использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Батомункуева Лариса Михайловна,
Февраль, 2020г