Балагурова Елена
Этические беседы как средство воспитания дошкольника
Важнейшим аспектом становления личности является социально-нравственное развитие, которое определяет характер взаимоотношений человека с обществом и, как следствие, успешность или не успешность его существования в нем. Приобщение ребенка к социально-нравственным ценностям общества начинается уже в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте у ребенка формируются базовые нравственные представления, он приобретает первый опыт социальных отношений. Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного социально-нравственного воспитания.
Публикация «Этические беседы как средство воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Проблема социально-нравственного воспитания подрастающего поколения – ключевая проблема развития любого общества. В разных странах на разных этапах исторического развития данная задача всегда носила непреходящий характер. Значение нравственного воспитания подчеркивали в своих трудах многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.).
Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.
Старший дошкольный возраст является наиболее чувствительным к закладке нравственных качеств.
Формирование личности ребенка в большей степени зависит от разностороннего подхода и применения различных видов воспитания для гармоничного развития. С этой целью в работу следует включать цикл этических бесед.
Методика проведения этических бесед разработана в отечественной педагогике Л. П. Князевой, А. М. Виноградовой, О. С. Богдановой. Содержание, построение, продолжительность и методика беседы зависят от ее темы, возраста детей. Этическая беседа состоит из подготовительной, основной, заключительной частей. Подготовительная часть - психолого-дидактическая подготовка, актуализация опыта дошкольников, пробуждение интереса к данной теме. Основная часть - определение темы, основных задач, раскрытие темы или задач на примере окружающей жизни, анализ поведения учащихся в аспекте обсуждаемой темы. Заключительная часть. Дается обобщение этических знаний.
Главная задача этической беседы заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем.
Предлагаемая система этических бесед по нравственному воспитанию, состоит из 20 мероприятий, включенных в план работы воспитателя с группой, и включает в себя примерные темы этических бесед :
Ты – часть природы
Узнай по описанию
Какие мы красивые
Что ты знаешь о своем друге
Мой лучший друг
Добро и зло
Как можно узнать настроение человека
Как можно пожалеть
Животные – наши друзья
Жадина - говядина? Нужно ли быть щедрым?
Как можно поздороваться
Как обратиться к другому человеку с просьбой
Дружба-неприязнь
Рома ударил своего товарища
Добрые слова
В автобус вошел пожилой человек
Мы защитники
Наши поступки
Если кто-то заблудился
Путешествие по стране вежливости
В процессе реализации примерного комплекса этических бесед у детей сформируются нравственные качества, такие, как бережное, гуманное отношение к близким и к окружающему миру, необходимость ухода за объектами живой природы, осознание плохих и хороших поступков.
Воспитательная работа с детьми старшего дошкольного возраста основывается на личностно-ориентированном взаимодействии. При использовании системы этических бесед воспитателю необходимо выделять в детях самостоятельность, поисковую и творческую активность.
При формирования нравственных качеств важным является пример взрослых; организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Результативность усиливается оценкой взрослых и их похвалой.