Получи документы

Этические беседы как средство воспитания дошкольника

Балагурова Елена
Этические беседы как средство воспитания дошкольника

Важнейшим аспектом становления личности является социально-нравственное развитие, которое определяет характер взаимоотношений человека с обществом и, как следствие, успешность или не успешность его существования в нем. Приобщение ребенка к социально-нравственным ценностям общества начинается уже в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте у ребенка формируются базовые нравственные представления, он приобретает первый опыт социальных отношений. Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного социально-нравственного воспитания.

Проблема социально-нравственного воспитания подрастающего поколения – ключевая проблема развития любого общества. В разных странах на разных этапах исторического развития данная задача всегда носила непреходящий характер. Значение нравственного воспитания подчеркивали в своих трудах многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

Старший дошкольный возраст является наиболее чувствительным к закладке нравственных качеств.

Формирование личности ребенка в большей степени зависит от разностороннего подхода и применения различных видов воспитания для гармоничного развития. С этой целью в работу следует включать цикл этических бесед.

Методика проведения этических бесед разработана в отечественной педагогике Л. П. Князевой, А. М. Виноградовой, О. С. Богдановой. Содержание, построение, продолжительность и методика беседы зависят от ее темы, возраста детей. Этическая беседа состоит из подготовительной, основной, заключительной частей. Подготовительная часть - психолого-дидактическая подготовка, актуализация опыта дошкольников, пробуждение интереса к данной теме. Основная часть - определение темы, основных задач, раскрытие темы или задач на примере окружающей жизни, анализ поведения учащихся в аспекте обсуждаемой темы. Заключительная часть. Дается обобщение этических знаний.

Главная задача этической беседы заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем.

Предлагаемая система этических бесед по нравственному воспитанию, состоит из 20 мероприятий, включенных в план работы воспитателя с группой, и включает в себя примерные темы этических бесед:

Ты – часть природы

Узнай по описанию

Какие мы красивые

Что ты знаешь о своем друге

Мой лучший друг

Добро и зло

Как можно узнать настроение человека

Как можно пожалеть

Животные – наши друзья

Жадина - говядина? Нужно ли быть щедрым?

Как можно поздороваться

Как обратиться к другому человеку с просьбой

Дружба-неприязнь

Рома ударил своего товарища

Добрые слова

В автобус вошел пожилой человек

Мы защитники

Наши поступки

Если кто-то заблудился

Путешествие по стране вежливости

В процессе реализации примерного комплекса этических бесед у детей сформируются нравственные качества, такие, как бережное, гуманное отношение к близким и к окружающему миру, необходимость ухода за объектами живой природы, осознание плохих и хороших поступков.

Воспитательная работа с детьми старшего дошкольного возраста основывается на личностно-ориентированном взаимодействии. При использовании системы этических бесед воспитателю необходимо выделять в детях самостоятельность, поисковую и творческую активность.

При формирования нравственных качеств важным является пример взрослых; организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Результативность усиливается оценкой взрослых и их похвалой.

Публикации по теме:

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.

Конспект по теме: Этические беседы на тему «Вежливость». Конспект по теме: Этические беседы на тему «Вежливость».Пояснительная записка. Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этические беседы как средство воспитания дошкольника
Опубликовано: 6 августа 2024 в 16:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этические беседы как средство воспитания дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Балагурова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД