Светлана Мурыгина
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема «Экспериментальная деятельность дошкольников»
Подготовила
Воспитатель
Мурыгина С. П.
2018
Тема : Экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: Распространение педагогического опыта.
Задачи:
- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования с магнитом.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме „Экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Материалы и оборудование: Магниты, игры с магнитами, ёмкость с песком, ёмкость с водой, ёмкость с крупой, различные металлические, резиновые, деревянные, стеклянные, пластмассовые предметы, монеты, «волшебная» рукавичка Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
В. : Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Что такое эксперимент? Это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Н. Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский. Мир ребенку открывается через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок это исследователь окружающего мира. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисково- исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:
-осознание того, что хочешь узнать
-формулирование задачи исследования
-продумывание методики эксперимента
-выслушивание гипотез
-прогнозирование результатов
-выполнение работы
-соблюдение правил безопасности
-наблюдение результатов
-фиксирование результатов
-анализ полученных данных
-словесный отчет об увиденном
-формулирование выводов.
В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность. При проведении экспериментов необходимо соблюдать следующие правила:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Необходимо объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Мало показать ребенку интересный опыт, нужно объяснить доступным ему языком, почему это происходит;
5. Нельзя оставлять без внимания вопросы ребенка ;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисково- исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с магнитами, которые можно использовать в работе с детьми.
Задачи:
- Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Совершенствовать память, внимание, развивать логическое мышление.
Опыты: 1. «Волшебная перчатка» (перчатка с магнитами внутри, любые металлические предметы на подносе) Воспитатель предлагает детям посмотреть фокус с волшебной перчаткой. Воспитатель проводит рукой над подносом с металлическими предметами. Все предметы прилипают к его руке. «Что произошло? Почему предметы прилипли к руке? Что находится у меня в перчатке? Из чего сделаны предметы, которые прилипли к моей руке? Значит, магнит притягивает металлические предметы.
2. «Какие предметы притягивает к себе магнит?» ( поднос с предметами из различных материалов: металла, бумаги, дерева, пластмассы, резины, стекла; магнит) Воспитатель предлагает детям проверить силу магнита и проверить какие предметы магнит притягивает, а какие нет. Из чего сделаны эти предметы? Значит, магнит притягивает только металлические предметы.
3. «Ищем сокровища» (ящик с песком на дне которого спрятаны монеты, магнит) Воспитатель рассказывает детям, что разбойники спрятали сокровища в пустыне и предлагает детям очень быстро отыскать эти сокровища, пока не вернулись разбойники. Но как это сделать? Если перекапывать песок, то уйдет слишком много времени. Нам поможет (магнит) Значит, магнит может примагничивать предметы даже сквозь песок.
4. «Помоги найти ключи» (емкость с крупой, ключи, магнит) Воспитатель сообщает детям, что нечаянно уронила ключи в чашку с крупой и никак не может их найти, просит детей помочь ей. Как быстро можно найти ключи? Нам поможет (магнит). Значит, магнит может примагничивать предметы сквозь крупу.
5. «Достань скрепки со дна стакана» (Стакан с водой,скрепки, магнит) Воспитатель сообщает детям, она не заметила на дне стакана скрепки и налила туда воды. Как достать скрепки из стакана не пролив воды и не замочив руки? В этом нам поможет (магнит).Проводим магнитом с боку стакана снизу вверх и достаем скрепки. Значит, магнит примагничивает предметы сквозь стекло и воду.
А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:
• Магнит притягивает только металлические предметы.
• Сила магнита действует через любую преграду.
• Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.