ирина павловна анистратенко
Экологическое воспитание в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
И. П. Анистратенко
Высшая категория
Воспитатель
г. Майкоп МБДОУ № 36
«Экологическое воспитание в условиях ДОУ»
Экологическое воспитание уже стало необходимостью в дошкольном возрасте. Это является непрерывным процессом взаимодействия на нравственное воспитание и развитие ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется с раннего возраста в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в осознанном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных правил в системе ценностных ориентаций.
Публикация «Экологическое воспитание в условиях ДОУ» размещена в разделах
Цели о формировании экологического воспитания у дошкольников направлены на первичные представления о многообразии природы планеты Земля, элементарных экологических представлений, особое понимание того, что человек — часть природы, что человек должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано главное что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание ответственно вести себя в природе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени в условиях Доу.
Окружающая природа - настоящий родник дающий развития не только ума, но и морально нравственных чувств ребенка. Особенно важно вызвать у ребенка благоприятное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным методом для этого будут частые, непосредственные наблюдения познавательно-исследовательская деятельность. При грамотном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится видеть красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и желанием беречь их.
Природа и весь окружающий мир - это первый эстетический воспитатель ребенка с самого его рождения. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Каждое наблюдение и любование это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: воспитатель задает четкие, конкретные вопросы, направляющие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, отзывчиво и внимательно реагирует на каждое сообщение ребенка.
Гипотеза. Общение дошкольников с природой - это отдельные взаимосвязанные экологические мероприятия, которые учат детей духовному контакту с растениями и животным миром. Общение с природой –это эстетическая и этическая форма взаимодействия детей с природой, которая приносит радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому на земле.
Большое влияние в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях и окружающей нас среде. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для общения с природой. Однако экологическое воспитание должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: К сожалению этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Промежуточные результаты. Важнейшая форма работы с дошкольниками - это труд в природе. Этот метод деятельности, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе. В трудовой деятельности дети имеют много возможностей применить свои знания практически, приобрести новые, в действительности увидеть в природе различные взаимосвязи (растения, животный мир и окружающею среду). У детей сформировываются необходимые навыки ухода, ответственность за живым организмом.
Дошкольный возраст особенный в нем дети сами стремятся к контакту, взаимодействия и партнерства с педагогами, что немало важно для экологического воспитания. Именно сейчас в дошкольном детстве ребенок получает эстетические эмоциональные впечатления, приобретает накопительные представления о разнообразии жизни, у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные представления экологической культуры. Однако для этого необходимо: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие проблемы и беспокоятся по их решению, знакомят маленького человека с необъятной красотой природы, помогают наладить взаимоотношения с ней. Актуальной причиной в экологическом воспитании является деятельность человека в природе, нередко безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная небрежность ведет к нарушению экологического равновесия. Много кто из нас, приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Именно поэтому велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Сберечь окружающую нас среду ответственно заботиться о ней - одна из важнейших глобальных проблем нашего современного мира, современности завтрашнего дня. Поэтому надо начинать прививать знания экологической культуры с дошкольного возраста подрастающего поколения включает в себя бережное отношение к окружающему ответственность за жизнь всего живого на земле. Воспитывать личностные качества у дошкольников в формировании всесторонне развитого гуманного человека. Такие качества проявляется в способности к самостоятельному самоанализу взаимодействия общества и природы, творческом подходе в решении задач охраны природы и собственного здоровья.
Вывод Актуальный вопрос сегодня стоит у всех педагогов в нахождении нетрадиционных подходов и форм оптимальных творческих путей возрождения связей человека с природой.
Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание в условиях Доу» мы учим каждого ребенка бережно с любовью и заботой относиться к окружающему миру и считаем, чтобы достичь этой цели невозможно без взаимодействия и плотного сотрудничества с родителями. В дошкольном учреждении заранее вывешивается сообщение о проведении мероприятия. Родители принимают активное участие : они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. С большим энтузиазмом и творческим подходом смастерили вмести с детьми кормушки, помогли провести акцию «Покормите птиц зимой» Участие каждой семьи не остается без внимания. В партнерстве и тесном сотрудничестве мы добьемся одной цели воспитывать созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который мы создаем вокруг себя. И хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Литература
1. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.