Елена Дручинина
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О создании экологического пространства в ДОУ для ознакомления детей с природой».
Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологического образования, так как именно в это время ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы. Эмоционально-чувственная восприимчивость детей делает этот период основополагающим, так как способствует тому, что закладываются нормы отношения к природе, и формируется мотив гуманистического отношения к миру.
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Зачастую отношение к природным объектам создается под влиянием взрослых. Как воспитать экологически грамотную личность, способную изменить отношение к природе, вернуть ей исконную яркость и полноту - задача далеко не простая. Но мы думаем, что начинать необходимо с дошкольного периода, когда происходит формирование нравственных важных качеств ребенка: понимание, сопереживание, гуманность, доброта, поэтому важно именно в этом возрасте заложить основы правильного отношения к природе, которые научат ребенка бережно относиться к объектам природы и земле в целом.
Формирование у детей основ экологических знаний и представлений зависит от многих факторов. Одним из важных факторов является правильно организованное экологическое пространство или эколого-развивающая среда. Экологическая среда в детском саду - это прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
Поэтому цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого- развивающего пространства, соответствующего природно-климатическим условиям нашего региона.
Для нашего края характерны своеобразные природные условия (длинная холодная зима, короткое лето, которые не позволяют в полной мере создавать такие природные условия для работы с детьми, в которых бы проявлялось разнообразие природных объектов. Но, создание экологической тропы и уголка природы, в МБДОУ позволило бы решать задачи экологической направленности :
Расширять у дошкольников элементарных знания о природе, ее объектах, процессах и явлениях окружающей среды:
Формировать умение дошкольников замечать явления и объекты окружающей природы, находящиеся в зоне маршрута тропы;
Способствовать воспитанию экологической культуры у дошкольников: желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе;
Учить оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду.
Создание тропы на территории детского сада позволяет педагогам сформировать у детей знания о природных объектах, их роли в природном сообществе, влиянии на человек, но и проследить активное воздействие человека на природу. Это позволяет выработать навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе. Это возможно благодаря использованию разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения художественной литературы.
Очень важно правильно организовать процесс создания экологической тропы на территории МБДОУ. Для этого необходимо: изучить участок природы, находящийся на территории детского сада, выделить наиболее интересные объекты, составить карто-схему тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, разработать и провести деятельность с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.
Учитывая природно-климатические особенности края ХМАО-Югра целесообразно создать экологическую тропу, которая характерна для любого дошкольного учреждения. А природные объекты – станции, входящие в ее состав, характеризовались бы неприхотливостью в условиях роста и развития. Можно рекомендовать следующие станции:
«Метеоцентр» – включает в себя:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
Флюгер - ветряной рукав, султанчики, вертушки – приборы для опеределения направления и силы ветра.
Дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
«Лесная зона» может быть представлена объектами природы: береза, осина, ивовые кусты, рябина.
Для станции «Лекарственный мир» характерно наличие таких растений, как мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, мята, одуванчик, календула лекарственная, подорожник, душица, тысячелистник обыкновенный
На станции «Огород» можно использовать различные овощные культуры: лук, чеснок, картофель, фасоль, кабачки, баклажаны, редис, петрушка, укроп, салат.
«Муравейник» -станция, представляющая большой интерес для детей. Поэтому ее создание вызовет у воспитанников массу эмоций и воспоминаний.
«Искусственный водоем» -представляет собой создание мини-водоема, который приобретается в магазине хозяйственных товаров, размещается в земле, заливается водой и украшается различными речными растениями.
«Цветники»-уникальная станция, которая может быть представлена разнообразием культурных растений - клумбовых цветов: астрами, гладиолусами, космеей, бархатцами, анютиными глазками.
На станции «Песочная» детям предоставляется возможность осуществлять познавательно – исследовательскую деятельность: проводить опытно-экспериментальную работу, наблюдения.
Таким образом, на территории МБДОУ нами была создана экологическая тропа, в которую были включены наиболее яркие природные объекты, представляющие познавательный интерес для детей дошкольного возраста. Было определено основное содержание работы с дошкольниками на каждой точке экологической тропы. В течение всего лета осуществлялась данная работа, которая позволила детям научиться воспринимать объекты природы, видеть их красоту и разнообразие, выработать правильное отношение к живым и неживым объектам.
Но успех данной работы был обусловлен и тем фактором, что данная работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями, которые приняли активное участие в озеленении территории, выращивании природных объектов, создании экологических станций, входящих в состав экологической тропы.
Подводя итог можно отметить, что создание экологического пространства в МБДОУ, а именно экологической тропы, позволило сформировать компетентность в вопросе формирования экологического взаимодействия с объектами природы у всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.