Людмила Кутузова
Развитие мелкой моторики, ручных умений и навыков в процессе ручного труда
▼ Скачать
Статья воспитателя ГБДОУ №73 Приморского района СПБ Кутузовой Людмилы Александровны
«Развитие мелкой моторики ручных умений и навыков в процессе ручного труда»
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, они сопровождали слова песенок, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем "Ладушки", "Сорока-ворона" и тд.
Публикация «Развитие мелкой моторики, ручных умений и навыков в процессе ручного труда» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики -это совершенствование речи ребёнка.
Мелкая моторика развивается в разных видах деятельности. Это и пальчиковые игры, и игры на выкладывание, игры со шнуровками, пристёжками, игры связанные с нанизыванием предметов (например бусы). Так же мелкая моторика развивается на занятиях лепкой, аппликаций, занятиях по ручному труду. Так-как многие родители плохо представляют себе, как можно заниматься с ребёнком дома, а многие не хотят заниматься (лепкой, аппликацией и т. д.) из-за того, что дети много мусорят и могут всё перепачкать, я взяла именно эту тему.
Начиная уже с младшей группы я начинаю работать как с детьми так и с родителями. Родителей я стараюсь переубедить, научить, показать как и чем развивать ребёнку мелкую моторику.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, их привлекает буквально всё. Поэтому большенство детей с удовольствием занимаются на занятиях, в совместной с воспитателем деятельности, играют в игры развивающие их моторику.
Все занятия я провожу в форме игры, и обязательно соблюдаю последовательность от простого к сложному. Недопустимо что-то пропускать и "перепрыгивать" через какие-то виды занятий, так как это может вызвать негативизм ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с предложенным заданием. В начале года некоторые дети вообще отказывались от занятий связанных с ручным трудом, так как не имели навыков. В основном это домашние дети и те, кому дома не давали не пластилина, ни красок, ни клея. Сейчас ситуация изменилась в лудшую сторону.
Я занималась не только с детьми, но и с родителями. Родителям, часто болеющих детей, рассказывала, чем с детьми заниматься дома, на что обратить внимание, чтобы ребёнок не отставал.
Некоторым родителям приходилось объяснять, что не следует ожидать от маленьких детей немедленных результатов гак как автоматизация навыков происходит путём многократного повторения. Многих мам приходилось переубеждать, что ребёнку недостаточно заниматься только в детском саду, с ним надо заниматься и дома. Ведь когда мама занимается с ребёнком, ребёнок не только развивается, но и сближается с мамой, чувствует её внимание, поддержку, любовь.
Исходя из опыта прошлых лет я уверена, что мои дети научатся и будут уметь многое делать своими руками, их пальчики будут хорошо развиты, а это очень необходимо в школе, ну и конечно речь у них будет развита лучше.
Предлагаю несколько занятий, в совместной с воспитателе деятельности
№ 1 По теме: Мелкая моторика. "Улитка, улитка. ,."
• Цель: Развивать умение координировать движения пальцев левой и правой руки. Выполнять движения в соответствии с текстом. Развиваем активную речь, память, внимание.
• Материал: Улитка из мягкого конструктора.
• Содержание: Показать ребёнку улитку, спросить: "Кто это?"
Рассказать стихотворение и предложить ребёнку вместе с воспитателем его повторить и работать пальчиками.
Улитка, улитка! (сжать все пальцы в кулак) Покажи свои рога, (разжав пальцы перевернуть руку ладонью
вверх)
Дам кусок пирога, (загибаем мизинец правой руки)
Пышки, (загнуть средний палец)
Ватрушки, (загнуть безымянный палец)
Сдобные лепёшки, (загнуть указательный палец)
Высуни рожки, (выставить рожки-мизинец и указательный
палец)
Показать, как улитка ползёт, случайно подобрать улитку- конструктор. -Посмотри, наша улитка сломалась,
-Давай её соберём.
№ 2 По теме: Аппликация. "Аквариум" ("Волшебные полоски")
• Цель: Продолжать учить пользоваться кисточкой, клеем, действовать по показу взрослого. Развивать фантазию. Развитие мелкой моторики.
• Материал: Полоски разноцветной бумаги, клей, кисточка, салфетка," аквариум" (коробка из под торта)
• Содержание: Предлагаю ребёнку посмотреть на картинки (бумажные рыбки, водоросли). Ребёнок выбирает, что бы он хотел сделать в наш аквариум. Показываю, как склеивать и соединять полоски, (сложные соединения - у рыбки делаю сама). Готовую работу помещаю в "аквариум".
Работа производится со многими детьми в разное время.
• Итог работы: "Модель аквариума".
№ 3 По теме: "Учимся расстёгивать и застёгивать пуговицы. "
• Цель: Учить расстёгивать пуговицу аккуратно, не дёргая её. Учить застёгивать пуговицу пропуская её боком в петельку. Развивать активную речь.
• Материал: Паровоз с отстёгивающимися деталями.
• Содержание: Воспитатель предлагает ребё нку послушать стихотворение:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат.
А в поезде этом
Ребята сидят.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту,
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Детей он повез.
-Посмотри какой у меня есть паровоз. Воспитатель показывает неправильно собранный паровоз (все детали перепутаны) - Спрашивает, можно на таком паровозе ехать? (нет) -Давай мы его починим. (для этого надо отстегнуть детали и правильно пристегнуть)
№ 4 По теме: "Украсим мячик. " (лепка)
• Цель: Учить катать шарик между ладошками. Отрабатывать умение отщипывать от большого куска пластелина маленькие (большим и указательным пальцами). Развитие активной речи, закрепление названий цветов.
• Материал: Старый мяч, пластилин, доска для лепки, салфетка, кукла.
• Содержание: Показать ребёнку нарядную куклу со старым мячом. Кукла грустит, её любимый мяч состарился, стал некрасивым. Прочитать стихотворение:
Кукла Маша не грусти,
Мы тебе поможем,
Расцветим, раззолотим
Мячик твой, как сможем.
Будет он красивый,
Яркий и счастливый.
Затем дать ребёнку разноцветный пластилин, вспомнить названия цветов.
Предложить скатать новый мяч и украсить его. Воспитатель показывает, как скатать мячик.
В конце кукла благодарит ребёнка.