Людмила Склярова
Воспитатель, ребенок и родители как партнеры в условиях сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Склярова Людмила Давидовна воспитатель МБДОУ детский сад № 21 АМО Каневской район
статья «Воспитатель, ребенок и родители как партнеры в условиях сотрудничества»
В дошкольный период активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения человека. Воспитание дошкольников предполагает не только формирование в них данных представлений, но и создание условий для их практического применения. Одним из них является игровой и художественный вид деятельности в виде дидактических игр и театрализованных действий. Театральная деятельность развивает личность реб нка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, развивает творческие способности и воображение.
Публикация «Воспитатель, ребенок и родители как партнеры в условиях сотрудничества» размещена в разделах
Предлагаю вниманию читателей театрализованную игру, которую я провела с ребятами подготовительной к школе группы, совместно с их родителями, при закреплении знаний о правах ребенка.
Предварительная работа к игре заключалась в знакомстве детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», беседе по непосредственным впечатлениям. Подбирались пословицы к теме. Далее проводилась подготовка ребят к обыгрыванию ролей. Родители были привлечены к изготовлению костюмов для героев басни и приглашены на игру. Всем детям и родителям я предложила придумать дома ответ на вопрос: как муравей мог ответить стрекозе на её просьбу вежливо?
Игра. - Здравствуйте, уважаемые гости. Предлагаем вашему вниманию просмотр театрализованного представления басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
(Выступают трое ребят в роли автора, Стрекозы и Муравья.)
- Замечательное выступление, молодцы, спасибо.
- Ребята, как зовут наших артистов? (Называются имена выступивших детей.) - А какое право человека вы знаете об именах? Каждый ребёнок имеет право на собственное имя.
- Правильно. Родители, вы, ваши сёстры и братья… А как назвать всех одним словом? (Семья.) - Какое право имеет каждый ребёнок, если мы говорим о семье? Каждый ребёнок имеет право на проживание в семейном окружении. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. - А кто из героев басни тоже имеет свою семью? (Муравей. Они живут и трудятся большими семьями.)
- Как вы думаете, почему Стрекоза оказалась в таком положении, почему осталась без дома? (Все лето она только пела и отдыхала, а ей надо было подумать и о зимнем жилище, позаботиться об этом заранее.)
- Ребята, а какие пословицы по этой ситуации вы запомнили? Делу время - потехе час.
Кончил дело - гуляй смело.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Летний день год кормит.
- Правильно. А дети имеют право на отдых? (Да)
Дети имеют право на отдых и досуг.
- Как вы считаете, прав ли был Муравей, когда отказал Стрекозе в жилище? (Ответы детей неодинаковы.)
Подвожу детей к выводу о том, что Муравей высказал своё личное мнение.
- А есть ли у детей право на свое мнение? (Да)
Дети имеют право на своё мнение, свои взгляды.
- Как и Муравей, человек сам решает: пустить ли кого-то в своё жилище.
- С какими правами о жилище мы с вами знакомились?
Право на неприкосновенность жилища.
Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни.
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
- Какие права можно потерять без жилища зимой?
Право на жизнь.
Право на охрану и укрепление здоровья.
- Можно ли сказать, что Муравей поступил со Стрекозой жестоко? (Да)
- А какое право детей о жестоком обращении вы знаете?
Дети имеют право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
- В своих баснях Иван Андреевич Крылов высмеивает поступки людей. И такие люди, действительно, бывают. Стрекоза - слишком легкомысленна, а Муравей, конечно, трудолюбив, но очень груб. - Ребята, а теперь вспомните, какое задание я давала вам и вашим родителям? (Придумать, как Муравей мог вежливо ответить Стрекозе.)
Слушаются ответы детей:
1. 2.
Кумушка моя родная! «Кумушка, как странно это:
Я бы рад тебя принять, Что же делала ты летом?»-
Но семья моя большая Говорит ей муравей.
Запрещает в гости звать. «Ах, мне летом жарко было,
Да и места, знаешь, мало Я на холоде не стыла,
В муравейнике большом, Сытно было и легко -
Здесь ведь после лета До зимы ведь далеко!»
Детворы теперь битком! «Далеко -O.
Я тебе, кума, желаю Ступай-ка с миром.
Обрести уютный дом, Силы много у тебя.
И, чтобы твоя семья большая От зимы, как от огня,
Не нуждалась бы ни в чем! Убегай теперь, кума!»
3. Я не могу принять тебя на всю зиму, у меня нет такой возможности, но заходи, поживи у меня несколько дней, угощайся. А за это время поищи себе другое жильё.
4. У меня есть один знакомый крот, он очень богат, у него много места, но он слеп и одинок. Давай я вас познакомлю, он приютит тебя, а ты всю зиму будешь петь ему свои песни.
5. А я знаю одного шмеля, который ищет для своих деток учительницу пения. Можно обратиться и к нему!
- Какие вы все молодцы! Замечательные предложения! Подвожу ребят к выводу: добрые отношения и вежливость никто не отменял, они очень помогает людям в жизни, даже отказать можно вежливо.
Думаю, что читатели согласятся с тем, что предложенные варианты детей и их родителей довольно интересны. Слушая своих воспитанников, я получала большое удовольствие. Ведь проблема снижения уровня нравственно-правового воспитания детей дошкольного возраста и культуры совместного чтения художественных произведений, действительно, существует. Поэтому я была приятно удивлена активностью родителей моих воспитанников. Было видно, что им интересно, что они искренне волнуются, когда озвучиваются их предложения. А когда есть интерес, тогда есть и результат! Считаю, что ценность этой работы не только в воспитании и удачном выступлении ребят, но и в их совместной деятельности с родителями, в их общении друг с другом при подготовке к игре.
Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей можно достигнуть развития социально активной личности, ее правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.