Евгения Иванова
Воспитание искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования современное дошкольное воспитание должно способствовать личностному развитию ребенка, мотивации и развитию способностей при выполнении разных видов деятельности. Большое место отводится продуктивным видам деятельности детей, а именно рисованию, которое оказывает существенное влияние на всестороннее развитие. На занятиях по рисованию ребенок приобретает такие качества, как наблюдательность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, эмоционально воспринимать произведения искусства, мир природы.
Публикация «Воспитание искусством» размещена в разделах
В процессе художественной деятельности дошкольники со временем подходят к пониманию различных видов искусства, таких как живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство. По мере того, как дети овладевают способами изображения, изобразительная деятельность приобретает творческий характер, результатом является наглядный образ.
По словам Сластенина В. А. формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. В нее же входит формирование представлений, собственных взглядов и убеждений детей, воспитание у них эстетического вкуса.
По мнению Комаровой Т. С. рисование – это средство выражения и передачи полученных впечатлений детей в доступной им форме. Для этого ребенок должен иметь четкие представления о предметах и явлениях, владеть способами выражения их в графической форме. При создании своего рисунка ребенок учится контролировать и оценивать свои действия.
О значении изобразительной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста говорили многие психологи, педагоги и художники (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, B. C. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, П. П. Чистяков, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов др.).
Вклад живописи в развитие творческой стороны детей, их воспитание отмечают многие зарубежные ученые, такие как Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США, К. Роуланд (Англия) и др. К. Роуланд считает, что занятие продуктивными видами деятельности в детском саду культурно обогащает личность. Э. Крамер отмечает большую роль этой деятельности при формировании умственных способностей детей. О влиянии изобразительного творчества на развитие познавательной сферы и эмоциональной составляющей личности говорит В. Лоунфельд.
На занятиях по рисованию складываются положительные условия для совершенствования эстетического, эмоционального понимания произведений искусства детьми. В свою очередь изобразительная деятельность является образным познанием действительности, следовательно, имеет большое значение для умственного развития детей.
С помощью рисования, дети могут показать свое видение окружающего мира, рассказать о том, что волнует, радует или, наоборот, о том, что вызывает отрицательные эмоции.
Образовательная деятельность по рисованию, выполняя ряд важных задач, в том числе и обучающих, также являются одним из самых главных способов развития детей дошкольного возраста. Обучение в дошкольном возрасте продуктивным видам деятельности способствует нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию. С их помощью ребенок изучает мир, который его окружает. Вначале идет приобретение знаний о свойствах художественных материалов (красок, пластилина, карандашей, бумаги, установление отношений между действиями, который он совершает и результатом. После этого у ребенка складываются свое мнение о расположенных вокруг предметах, оборудовании, материалах.
Нравственное воспитание тоже можно осуществлять посредством изобразительной деятельности. Это возможно через анализ содержания детских работ, в которых можно увидеть отношение ребенка к миру. В ходе изобразительной деятельности у детей появляются такие качества как оригинальность, инициативность, исполнительность, умение слушать и выполнять задание по инструкции педагога. Все впечатления от взаимодействия с миром дети изображают в своих работах, поэтому имеет большое значение их содержательная сторона.
Благодаря изобразительной деятельности у детей развиваются творческие способности, умение видеть и чувствовать прекрасное. Особенности организации занятий по продуктивным видам деятельности предоставляют возможности для формирования у детей эмоционально – эстетического отношения к окружающему миру. Изобразительное искусство влияет на видение человеком окружающего мира, его красоты. Оно также способствует развитию творческих способностей ребенка, что возможно лишь при применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. В процессе рисования у ребенка развивается чувство цвета, он учится видеть и определять сочетания различных цветов и оттенков.
Для привлечения внимания и интереса детей необходимо создание положительного эмоционального отношения к данному виду деятельности. Этому способствует использование ярких картинок, книг, репродукций картин, игрушек на занятиях. Данное эмоциональное переживание вызовет у ребенка желание поделиться своими впечатлениями о каком-либо предмете или явлении с окружающими, это можно сделать с помощью изобразительной деятельности. В процессе ребенок снова испытает те чувства и эмоции, которые возникли у него в первый раз, следовательно, и от самого рисования получит удовольствие. Это в свою очередь вызовет желание изображать увиденные объекты и явления как можно чаще.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность влияет на разные стороны развития личности ребенка. Способствует пробуждению в нем чувств и эмоционального отклика на красоту природы и окружающего мира. Учит замечать детали, выделять главное и соотносить свои действия с результатом.
Список литературы
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет» Мозаика – Синтез – 18 с.
2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисовани. –– Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1970. – 158 с
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.