Маслова Ольга
Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Игровая деятельность детей дошкольного возраста, несомненно, серьезно вторгается в область дидактики, и имеет очень большое образовательное значение, она тесно связана с обучением и развитием дошкольников. Во время игр развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы детей : анализ, синтез, обобщение, классификация и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым догадаться вызывают мыслительную активность.
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
Дидактические игры отражают основное образовательное содержание, чем способствуют приобретению дошкольниками теоретических знаний, практических умений и навыков, также они развивают мыслительную деятельность, имеют проблемную направленность, основываются на свободном творчестве и самодеятельности детей, а так же в целом развивают познавательную деятельность.
В развитии ребенка дошкольного возраста игровая деятельность имеет огромнейшее значение. Как указывает исследователь Павлова Л. Н. : «дети дошкольного возраста ловко и быстро преобразовывают и осваивают пространство, приспособленное к игровым шуткам, подвижным играм и многому тому, что им интересно». Некоторые игры могут захватить внимание ребенка надолго, объединяя его с другими детьми в разновозрастные группы. Другие игры являются характерными для детей только определенного возраста.
Ребенок в игре действует и живет не только в реальном пространстве, но и в пространстве представляемом, воображаемом. В развитии ребенка сильный эффект имеет полноценная игра, возникающая сама по себе, а развитие происходит в процессе взаимодействия со взрослыми. Педагог, относящийся как раз к числу таких взрослых, должен, а точнее обязан ребенка научить играть по правилам. Это все делается только для того, чтобы игра была действительно развивающей.
Игра дает возможность заинтересовать ребенка, вовлечь его в процесс обучения, привлечь внимание к предметам, которые не интересуют ребенка в обычных условиях, и на которых трудно сосредоточить внимание младших школьников.
Дидактическая игра – это игра, имеющая развивающий характер, которая создается взрослыми для ребенка с целью его развития и воспитания.
Дидактическая игра – это варианты игры с правилами, специально созданной педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактической игра выступает как сложное явление, но отчетливо в ней обнаруживается и структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как игровую деятельность и форму обучения одновременно.
Среди обязательных структурных элементов дидактической игры выделяют такие : правила; игровые действия; воспитывающая и образовательная задачи.
Под дидактической задачей понимается основной элемент дидактической игры, которому подчиняются остальные. Руководствуются ею взрослые, создавая какую-либо дидактическую игру, но они облекают ее в форму, которая будет для детей наиболее занимательна и интересна. Дидактическая задача является необходимым первым элементом в обучающей игре, и, как и в теории, находят наиболее полное выражение во всех играх. Программная цель во многих играх выделяется специально, и задача в ряде игр заключена в самом названии или же угадывается в описании.
Правила дидактической игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Они способны определять порядок, последовательность, условия игровых действий, направлять деятельность участников, что-то запрещать. Как структурная часть правила дидактической игры специально никогда не выделяются. Но основная часть игровых правил – организовывать поведение, действия детей. Правила могут предписывать, запрещать, разрешать что-либо, делают игру напряженной, занимательной. Соблюдение игровых правил от детей требует определенных умений общаться со сверстниками и взрослыми, требует усилий воли, помогают преодолевать отрицательные условия, которые могут появиться в результате отрицательного результата. Определяя правила игры, важно детей ставить в такие условия, при которых они бы получали радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в образовательном и воспитательном процессе, у детей через ее действия и правила формируется выдержка, доброжелательность, корректность.
Материальным центром дидактической игры являются игрушки и игровые пособия. Педагог должен подобрать игрушки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте. Разнообразие цветов, материала дает богатые возможности для использования игр с игрушками в целях развития речи; простота и целесообразность украшений формируют их эстетический вкус; удобство приспособлений способствует разнообразию действий с прдметами, развитию самостоятельности.
Эффективными приемами, помогающими развивать игру, чаще всего являются не прямые, а косвенные: интригующий и направляющий игру вопрос, шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимания, доброжелательный юмор, поощряющая или предупреждающая реплика и др.
Таким образом, дидактическая игра является наиболее важным средством познания окружающего мира. Это внутренне мотивированная, сложная, но и в то же время радостная и легкая для ребенка деятельность. Она способствует обогащению чувственного опыта, поддержанию у него хорошего настроения, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения.