Кутлина Елена Алексеевна
Консультация «Воровство в дошкольном возрасте. Как быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Воровство в дошкольном возрасте. Как быть?
В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор».
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
1. Желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. Желание отомстить кому-либо.
Публикация «Консультация „Воровство в дошкольном возрасте, Как быть“» размещена в разделах
Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.
Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть игрушкой другого ребенка. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.
Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.
Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел, так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?» - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки.
Таковыми особенностями являются:
- импульсивность,
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.
Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий.
Ряд ошибок, совершаемых взрослыми в воспитании
- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой – «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;
- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; когда родственники не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;
- «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом;
- вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
- тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Что можно порекомендовать родителям?
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство - это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком.
Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.