власова ольга
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Речь – одна из важнейших составляющих развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОУ– речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Стандарт определяет содержание образовательной области речевого развития :
С одной стороны, как общее овладение ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи. Решение первой задачи является важнейшим аспектом для всех других образовательных областей, каждая из которых вносит в общее речевое развитие свой особый вклад. С другой стороны, как более специальную задачу по развитию предпосылок
формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой, понимание им на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование речевой активности. Решение второй задачи подразумевает необходимость специально организованных мероприятий по целенаправленному развитию
предпосылок грамотности в широком смысле, что способствует общему речевому развитию ребенка. Под «грамотностью» традиционное образование понимает умение читать и писать без ошибок. В современном же образовании понятие «грамотность» определяется как процесс социализации, приобщения детей к книжной культуре, литературе, знакомство с текстами разного жанра, понимание значения письма и чтения для существования и развития общества. В международных сравнительных исследованиях качества общего образования «грамотность» понимается шире, чем
поверхностное овладение культурными техниками. Грамотность- это понимание смысла текста, способность к речевому абстрагированию, знакомство с литературными произведениями (как в печатном, так и в электронном виде) и
книжной (текстовой) культурой, культура рассказывания, чувство языка (проза, стихи, рифмы, умение выразить себя в устной и речи, а также общий культурный кругозор личности.
Связь с другими образовательными областями:
Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми остальными образовательными областями:
• социально-коммуникативного развития;
• познавательного развития;
• художественно-эстетического развития;
• физического развития.
Социально-коммуникативное развитие.
• умение вступать в коммуникацию с другими людьми,
• умением слушать, воспринимать речь говорящего и
реагировать на нее собственным откликом, адекватными
эмоциями,
• помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться
впечатлениями.
• способствует взаимопониманию, разрешению
конфликтных ситуаций, регулированию речевых
действий,
• позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх,
проектах, спектаклях, занятиях, проявляя при этом свою
индивидуальность.
Познавательное развитие.
• с помощью речи он выражает свои потребности,
чувства, интересы;
• старается развивать свои мысли и идеи в монологе
или диалоге,
• вдохновляется тем, что может поделиться
открытиями, удачными находками с другими
участниками коммуникации.
• сообщать другим людям о себе, своих интересах,
играх, желаниях, отношениях с окружающим миром.
Художественно-эстетическое развитие :
• дошкольники исследуют и познают окружающий их мир с
помощью разных органов чувств,
• проявляют себя в творчестве разными способами,
• речь, общение не только помогают делиться открытиями,
но и способствуют организации творческого процесса.
• с помощью речи дети формулируют простые задачи своей
творческой деятельности, делятся суждениями, поясняют
действия и выражают отношение к творчеству других
людей.
• дети формируют умение «расшифровывать» образы искусства,
вступая в коммуникацию со взрослыми и сверстниками.
• восприятие музыки, живописи и литературы сопряжено с
диалогической и монологической формами речи.
Физическое развитие :
• Ребенок формирует умение проявлять свою активность,
самостоятельность в выполнении разного рода
упражнений. И в этом ему помогает его
способность говорить, общаться, объяснять.
• Развитие речи сопровождается решением
специальных языковых задач, которые часто
решаются с помощью специальных физических
упражнений, связанных с умением правильно
дышать, следить за осанкой и зрением.
К стимулирующей развитие языка атмосфере относятся и невербальные аспекты коммуникации (контакт глаз, мимика, жестикуляция, поза, голосовой регистр, тон, интонация). При этом педагогами должны дифференцированно восприниматься и анализироваться не только невербальные сигналы и формы выражения детей, но и собственный язык
невербального общения (например, просмотр видеозаписей).
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.