Анна Хейстонен
Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада как эффективная педагогическая технология развития познавательной активности дошкольников».
В настоящее время проблема активности форм обучения дошкольников становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Особое место при рассмотрении активных форм обучения дошкольников отводится формированию и развитию познавательной активности детей.
Публикация «Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
Проблема организации условий, положительно влияющих на формирование познавательной активности в дошкольном возрасте, на протяжении многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. Этой теме были посвящены исследования Л. И. Бажович, А. А. Вербицкого, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.
В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Исследователями выделяется особый вид – дидактическая сказка. В них заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.
Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Учебная задача в дидактической сказке не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, что повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Т. е. учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.
Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.
Функции дидактических сказок в процессе обучения различны :
• Позволяют снять психоэмоциональную напряженность, возникающую в процессе занятия;
• Мотивационная – повышение уровня мотивации в процессе получения новых знаний;
• Организационная – привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу;
• Содержательная – углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, поиск и сообщение дополнительных сведений о нем;
• Контрольная – корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его осознанного усвоения.
К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования дидактической сказки, относятся:
• Поэтапное использование в работе с детьми;
• Учёт возрастных возможностей детей;
• Грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой;
• Обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей;
• Личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям;
• Обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога к доверительному общению с детьми;
• Побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору;
• Формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия;
• Рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.
Создается дидактическая сказка по алгоритму :
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т. д., стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Одной из особенностей и основой этой технологии как раз и является сказочность.
В основе всех сказочных сюжетов – как придуманных автором технологии В. В. Воскобовичем, так и разработанных педагогами – практиками, - лежит Фиолетовый лес и его жители. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, заселенное сказочными персонажами. Например, конструктор «Геоконт» - это Поляна Золотых плодов и главный герой Малыш Гео. При описании данного принципа автор использует понятия «сказочная огранка» или «сказочное обрамление».
Вся технология выстроена на создании и использовании в работе с детьми «длительных» и «быстрых» сказок. «Длительные» сказки проходят в несколько этапов и завязаны на одной игре, например, сказка «Тайны Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях – превращениях Квадрата» - игра «Квадрат Воскобовича двухцветный».
Алгоритм построения «быстрой сказки» следующий:
1. «Взрослая» задача,
2. Создание образа / использование готовой модели,
3. Мультипликация (оживление,
4. Проблемная ситуация,
5. Разрешение проблемной ситуации,
6. Проверка выполнения «взрослой» задачи.
Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемного элемента. Дети предлагают решения, как «сгладить» или изменить сложившуюся ситуацию. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Еще одна особенность технологии – созданные сказочные образы (персонажи и предметы). Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с нетающими льдинками озера Айс, разноцветными паутинками.
Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Малыши сопереживают героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия.
Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» в своей практике я убедилась, что сложные математические понятия, такие как мерка, состав числа, пространственно-временные представления, с помощью сказки, даются детям не только достаточно легко, но и более прочно. Дети, ушедшие в школу, встречая меня на улице через год, вспоминают сказочных героев и даже сказочные приключения, а вместе с ними и математические понятия, которые были получены. Дидактическая сказка помогла мне преобразовать обучающее действие в игру, а игру в прочно приобретенное знание.
Для того чтобы заинтересовать ребенка развивающими играми, образовательной деятельностью в целом, необходимо сначала увлечь его сказкой, дать ему пережить сопричастность к персонажам. После этого ребенок дома или в группе постарается снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм, сам начнет создавать эти образы, по – своему развивать сюжет.
В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, как ни что другое, в дошкольном возрасте завораживает, увлекает, ведет за собой и запоминается на всю жизнь.
Дидактическая сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.
Список использованных источников
1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с. 9. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии / Н. В. Бордовская. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с
2 Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2010. – 508с.
3 Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. :ил.
4 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2008. – 240 с
5 Запорожец. А. В. Психология восприятия сказки ребёнком дошкольником. М, 1986.
6 Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л. Д. Короткова. – М., 2008. – 25 с. 37.
7 Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд. 3-е. М: ЦГЛ, 2006. 128 с. (8 пл.)
8 Рубинштейн С. «Основы общей психологии»/С. Рубенштейн - Спб, издательство «Питер», 2000
9 Самошкина Л. Н. Пособие по подготовке к "Спецпрактикуму". Дидактическая сказка. г. Днепропетровск 2012г.