Папки-передвижки

Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС

Ольга Лыгина
Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС
▼ Скачать +Заказ

Установление эмоционально-личностного контакта с детьми РАС

Существует определенный ряд психологических особенностей, свойственных детям РАС. Данные особенности проявляются в разных сферах, основными из них являются: поведенческая, эмоционально-волевая сфера, познавательная.

Поведение детей с аутизмом представляется нам крайне своеобразным, но мы должны его понимать, для установления эмоционально-личностного контакта.

Публикация «Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС» размещена в разделах

Таким детям свойственны: тревожность, стереотипии в поведенческой сфере, страхи (иногда фобии, погруженность в себя. [2] Интересным является то, что все перечисленные особенности вполне легко могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессией. Им свойственны негативные реакции на любые изменения их привычного образа жизни (изменения в питании, одежде, пеших маршрутов). И здесь находится главное отличие, дети РАС — не обращаются за помощью для решения данных неудобств, а напротив, сильнее отдаляются от своих близких, уходят в аутостимуляцию для устранения ощущения дискомфорта. [3]

Касательно страхов детей РАС, это могут быть предметы издающие резкие и громкие звуки, также не стоит забывать об «особых страхах», связанных с сверхчувствительностью (тактильной или кинестетической в том числе). Что приводит к активному негативизму ребенка.

Важно помнить: у детей РАС нарушен механизм построения эмоционально-личностной связи, но они могут и умеют привязываться к близким («значимый взрослый») или предметам. [2]

Проявление нарушений у детей РАС начинается с самого раннего возраста (отсутствие комплекса оживления). Ребенок не будет фиксировать взгляд на лице человека, не будет проявлять положительных эмоций в виде двигательной активности или смеха. Для аутичных детей зачастую характерно отсутствие социально-эмоциональной взаимности, также в период стресса они не ищут поддержки окружающих, более того — не принимают поддержку. В связи с чем они имеют ряд недифференцированных эмоций. При работе с детьми РАС стоит учитывать недоразвитие в речи, координаты «Я» - ядра временно-пространственной системы языка. Это говорит о том, что дети, со временем, начинают говорить от первого лица, то есть употреблять местоимение «Я» лишь после 6-8 лет (в норме у детей ядро личности формируется к 3 годам, но при эхолалии дети могут произносить «Я» намного раньше. [3]

Исходя из всех признаков мы можем говорить о недоразвитии субъективности индивида детей РАС, а также о его всевозможных трудностях при осуществлении построения собственной деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Специфические нарушения определенных движений и модели поведения могут проявляться в стереотипиях, персеверациях и плохой переносимости внешних изменений. Дети РАС могут неосознанно совершать действия, которые приводят к самоповреждению.

Но не смотря на все перечисленные трудности, установить контакт с ребенком РАС можно, достаточно знать основные правила. Изначально необходимо установить доверительный, эмоциональный контакт с ребенком. [2]

Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок не любит или не хочет общаться. Чтобы выстроить доверительное общение, необходимо проводить его в спокойно обстановке, нужно исключить громкий голос и резкие движения. То есть взрослый не должен быть активен, не стоит прибегать к активной жестикуляции. В ситуации с ребенком РАС не стоит пытаться заинтересовать ребенка привычными способами: пристальным взглядом или попыткой предложить на что-то посмотреть (это заставит ребенка замкнуться). Взрослый должен сидеть спокойно и иногда поднимать глаза на ребенка, улыбаться ему, необходимо дать ему освоится, самостоятельно изучить ситуацию и взрослого. [1] Можно также начать спокойно делать то, что делает ребенку, и через совместную деятельность выйти на контакт, именно это заинтересует и успокоит ребенка. После проявления первой заинтересованной реакции ребенка, в виде смеха или попыток заглянуть в лицо взрослому, можно начать играть также как с ребенком до года, то есть закрыть лицо руками или прятаться и появляться снова. [2]

При дальнейшем поддержании контакта необходимо положительно эмоционально комментировать действия, то есть проговаривать все действия вслух и объяснять смысл их действия, это поспособствует созданию особенной предметно-развивающей среды. Результатом такой работы будет появление у ребенка большей направленности на окружающих и интерес к окружающему миру, это приведет к уменьшению «аутистической защиты». Однако не стоит забывать о том, что ребенок РАС все равно останется сверхчувствительным к пристальному взгляду, громкому голосу и резким движениям взрослого. Если взрослый будет пренебрегать этими особенностями, то ребенок «откатиться» назад сильнее прежнего, и наладить с ним контакт в дальнейшем будет еще сложнее. [3]

Приходя к выводам, мы можем выделить основные компоненты успешного построения эмоционального контакта с детьми РАС :

- Терпеливо и спокойно объяснять ребенку смысл его деятельности;

- Научиться улавливать мелкие вербальные и невербальные сигналы от ребенка, которые свидетельствуют о его дискомфорте;

- Не опираться на биологический возраст ребенка, а учитывать его реальный возраст;

- Создать доброжелательную и спокойную, но требовательную среду для благополучного развития;

Список используемой литературы:

1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.

2. Богдашина О. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера // - М. : Наш Солнечный Мир, 2016. - 304с.

3. Никольская О. С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М. : Теревинф, 2010. – 288 с.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возрастаИгры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста 1. Игра «Причина-следствие» Игра «Круги.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Эмоционально развивающая пространственная средаЭмоционально развивающая пространственная среда Эмоционально-развивающая пространственная среда. Уголок эмоцийАвтор: Галимуллина Гузалия Нуховна педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС
Опубликовано: 4 марта 2023 в 14:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД