Юлия Лаврухина
Урок здоровья как форма организации познавательного развития детей в группе оздоровительной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
УРОК ЗДОРОВЬЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
Лаврухина Юлия Александровна
Россия, г. Нижний Новгород,
МБДОУ «Детский сад №440».
Аннотация.
Публикация «Урок здоровья как форма организации познавательного развития детей в группе оздоровительной направленности» размещена в разделах
В данной статье рассматривается одна из приоритетных задач ФГОС ДО - охрана и укрепление здоровья детей, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в группе оздоровительной направленности для детей с аллергическими заболеваниями. Раскрываются основные задачи уроков здоровья.
Детям так же, как и взрослым,
Хочется быть здоровыми и сильными,
но они не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься.
Януш Корчак.
ФГОС ДО определяет охрану и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия как одну из приоритетных задач. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей, недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей.
Основной задачей в своей работе в группе оздоровительной направленности для детей с аллергическими заболеваниями является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, в двигательном режиме, закаливании, формировании полезны привычек и др.). Культурно-гигиенические навыки личной гигиены рассматриваются как залог, как фундамент в формировании предпосылок здорового образа жизни. Ребёнок такие навыки осваивает в первую очередь.
Поскольку группа, в которой я работаю – это группа оздоровительной направленности для детей с аллергическими заболеваниями (далее по тексту «оздоровительная группа», все эти задачи конкретизируется в программе оздоровления детей в условиях детского сада «Комфорт». Эта программа четко прописывают соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, систематическое проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для детей, страдающих аллергическими заболеваниями. А именно такие дети в возрасте 3-5 лет и посещают оздоровительную группу.
В настоящее время группа является региональной инновационной площадкой по разработке образовательной программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО под руководством к. п. н., доцента НИРО Т. А. Ревягиной. Материал программы включает в себя оздоровительные и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка, войдут сюда также и уроки здоровья.
В оздоровительной группе дети двух возрастов : младшего и среднего и потому методика работы несколько иная, в ней больше времени занимает индивидуализация этого процесса. У детей 3 лет и детей, достигших 4-летнего возраста самостоятельность выполнения этих процессов разная. В первую очередь при формировании культурно-гигиенических навыков идет систематическое обучение детей в процессе режимных моментов. Именно так дети практически осваивают алгоритм выполнения навыка. В умывальной комнате группы для детей созданы все условия : их поджидает друг Мойдодыр и «подсказывает» что и как делается. В обучении малышей часто использую наиболее эффективные приё мы: показ, напоминание, индивидуальную помощь, объяснение, игровые приёмы, чтение потешек. Дети 4 лет тоже пока не все самостоятельны в выполнении гигиенических процедур – необходим постоянный контроль выполнения навыков. Главным в такой работе, я считаю, неизменность требований к выполнению этих процедур и постоянно держу на контроле этот процесс.
В своей работе по формированию основ ЗОЖ использую комплекс форм и методов : утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, хождение по массажным дорожкам и коврикам, минуты релаксации, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы с детьми о здоровье, уроки здоровья.
Особое место в своей работе отвожу урокам здоровья. Основными задачами уроков здоровья являются :
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни;
- формирование осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью.
На таких занятиях главное – показать детям важность выполнения навыков, формирование сознательного отношения к их выполнению. Разработаны уроки здоровья : «Всем нужна вода», «Смотри во все глаза», «Полезный урожай», «Таблетки растут на ветке», другие, разрабатываются: «Королева Зубная Щётка», «Чтобы зубы не болели». Дети любят такие занятия, с интересом к ним относятся. Также уроки здоровья проходят как в цикле тематической недели «Как быть здоровым», так и в течение года: осенью – о пользе овощей и фруктов, зимой – о зимних прогулках, при наблюдениях за снегом, весной – об одежде для прогулки, о пользе занятий физкультурой.
Задачи оздоровительной программы дают положительные результаты, если они решаются совместно с семьей, когда создано сообщество "дети-родители-педагоги". Разработана программа социального партнёрства семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Об этом ведётся речь на родительских собраниях, на встречах родительского клуба. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаё тся наглядным средствам: через информацию в родительском уголке, листовки, буклеты, консультации. Для родителей проводятся беседы «Профилактика плоскостопия», «Безопасность ребёнка», «Физкультурный заслон ОРЗ», «Личная гигиена и режим дня». Они направлены на повышение педагогической грамотности родителей, их компетенции в вопросах ЗОЖ.
Таким образом, работа по формированию ценностей здорового образа жизни строится по всем направлениям.
Библиографический список.
1. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Е. Ю. Александрова – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Комфорт. Программа оздоровления детей в условиях детского сада и методические рекомендации к ней. В. Н. Чиркова, Н. Б. Фомина – Нижний Новгород, 1996.