Волосникова
Удовлетворённость трудом и мотивация к профессиональной деятельности воспитателей: факторный анализ
▼ Скачать + Заказать документы
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ И МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
Волосникова С. Г.,
МБДОУ ДС №7 «Улыбка» с. Прасковея
Педагогическая работа – это особая деятельность, так как педагог воспитывает целые поколения юных граждан, и от того, насколько он сам будет мотивирован к выполняемой деятельности, насколько удовлетворен ею, зависит качество и эффективность этой деятельности. Как известно из научных источников прошлых лет, воспитатель сам должен быть воспитан, а также, согласно последним научным данным, удовлетворен своей деятельностью и мотивирован к ней. Для соответствия современным требованиям педагогу дошкольного учреждения необходимо заниматься инновационной деятельностью, саморазвитием.
Публикация «Удовлетворённость трудом и мотивация к профессиональной деятельности воспитателей: факторный анализ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Актуальность данного исследования подтверждается следующим противоречием: между оценкой критериев профессиональных компетенций воспитателя и увеличивающимся объемом ежедневной работы, поглощающих время, отводимое для саморазвития и соответствия новейшим требованиям. В этих условиях воспитатель, находясь в состоянии постоянного напряжения, часто испытывает неудовлетворенность работой. Отсюда снижается его мотивация к труду и как следствие эффективность профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска наиболее эффективного вида мотивации воспитателей к профессиональной деятельности в коллективе дошкольного учреждения, влияющего на взаимоотношения между педагогами и их удовлетворенностью трудом, которая тем выше, чем больше воспитатели как сотрудники организации мотивированы содержанием деятельности, заинтересованы в ее эффективном выполнении.
Существует взаимосвязь между внутренней мотивацией работников и их удовлетворенностью трудом, которая тем выше, чем больше сотрудники организации мотивированы содержанием деятельности и заинтересованы в её эффективном выполнении.
Э. Е. Старобинский и Х. Хекхаузен важной составляющей трудовой мотивации называют уровень удовлетворенности работников своей профессиональной деятельностью. Поскольку удовлетворенность трудом отражает их общее отношение к работе, в современных исследованиях особую значимость представляет изучение взаимосвязи и взаимозависимости мотивации и удовлетворенности трудом [8].
Если в мотивационном комплексе работников, как писали А. Бюссинг, Д. Я. Шульц, С. Э. Шульц, Х. Хекхаузен, фиксируется высокие показатели по шкале «общение», значит, они готовы работать в команде, для них главное поддержка коллег, благоприятный психологический климат, взаимовыручка, для поддержания жизнедеятельности важной является перспектива служебного роста, значимая для человека должность, карьерный рост как показатели социального статуса. Условия труда, созданные в организации, также являются мотивирующим фактором в профессиональной деятельности и благоприятным стимулом к восприятию удовлетворенности работника в труде [3, 11].
Учеными К. В. Варыхановой и Ю. Е. Куренок были представлены результаты изучения видов мотивации профессиональной деятельности работников, способствующих удовлетворенности трудом в современных организационных условиях. Была установлена взаимосвязь между внутренней мотивацией и удовлетворенностью трудовой деятельностью двух групп сотрудников предприятия - служащих и руководителей, этот параметр труда зависел от содержания профессиональной деятельности и интереса к ней [4].
Педагог, заинтересованный в эффективности своего труда, обращает внимание не только на мотивацию к профессиональной деятельности, но и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне.
Мотивы поведения различают по характеру участия в деятельности А. Н. Леонтьев, длительности осуществляемых действий (Б. Ф. Ломов, социальной значимости мотивов, внутренних или внешних аспектов деятельности, широких (общественных) или узколичностных мотивов деятельности (Е. П. Ильин) [1, 8].
Удовлетворенность трудом А. В. Вечерин определяет как совокупность воздействия на работников факторов мотивации труда, уважения, признания, предоставления возможности для самовыражения и самоутверждения личности, т. е. факторов, которые определяют стремление человека к полезной деятельности, проявлению творческой инициативы (А. В. Вечерин) [6].
На сегодняшний день в научной психологии собран большой объём данных о многих аспектах удовлетворенности трудом, и часто внимание ученых акцентируется на таких «слабых» сторонах этого явления, как внешнее стимулирование работников и социально-психологические характеристики производственной среды.
Творчески работающий коллектив воспитателей способен обеспечить работу с детьми на высоком уровне, развитие творчества способствует представлению своих компетенций в педагогической организации. Проблема в том, что для того, чтобы личностный рост педагога повлек за собой формирование личности воспитанников, педагог должен быть профессионально грамотным членом педколлектива, иметь мотивацию к работе.
Объяснение учеными важности мотивов мыслительной деятельности в реализации профессиональных намерений (Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий) дополнилось изучением мотивационного обеспечения деятельности : если методы и приемы работы педагога для него не личностно значимы, то интерес к воспитанию детей может снижаться [1], что влияет на общее удовлетворение от работы. В экспериментальных исследованиях по общей психологии доказано, что у субъекта можно сформировать устойчивый интерес к деятельности при условии развитии мотивации и при учете необходимости эмоционально положительного отношения к деятельности, при котором человек должен понимать значение своих действий [10].
Как указывала М. С. Емельянова, профессиональное развитие педагога должно соответствовать социальным ожиданиям коллег, с которыми он общается в силу своей педагогической деятельности [7]. Потребность человека в саморефлексии (Л. Н. Клименко) помогает профессиональный рост сделать более эффективным, поскольку педагог, анализируя правильность своих действий, может вовремя заметить и исправить просчеты, что делает его профессиональное развитие качественнее [9].
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководством - важный аспект общей удовлетворенности трудом. Зачастую это обусловлено высокой степенью эмоциональной включенности и взаимопомощи в разных ситуациях в коллективе, принятию ответственности за состояние дел в группе.
Отсутствие же общности в ценностно-смысловом единстве влияет на взаимоотношения сотрудников внутри организации, что сказывается на их настроении, работоспособности и активности, то есть оказывает прямое воздействие на развитие социально-психологического климата в группе педагогов, сплоченность трудового коллектива.
Е. Б. Филлинковой рассматривается удовлетворенность трудом воспитателей детских садов и показано, что уровень средний, готовность к смене работы, к поискам нового места работы выше, чем у учителей средних школ. Для воспитателей готовность к смене работы означает готовность к смене образовательного учреждения, но не уход из профессии. Часто это связано с необходимостью устройства своего ребёнка в детский сад связано с трудовой мотивацией. Средняя удовлетворенность связана со средней возможностью реализации радости от потребности в самоактуализации, общении с детьми, физическом и психическом комфорте. Среднюю удовлетворенность также вызывают средний уровень заработной платы, невысокий уровень, с точки зрения воспитателей, отношения государства к профессии «воспитатель» [12].
Межличностные отношения, общность и сработанность членов коллектива, активность работников, высокий уровень удовлетворенности трудом, приводящие к эффективности профессиональной деятельности и качественным показателям, выступают совокупностью психологического климата в коллективе.
Действительно, лонгитюдные исследования последних лет Б. Шнайдер и Х. Дачлер информировали научное сообщество о результатах средней корреляции в том, что причина высокой стабильности удовлетворенности трудом не может содержаться во внешних условиях работы. Вероятно, личностные качества человека влияют на его удовлетворенность трудом, которую следует рассматривать как верхнюю границу общего воздействия. Т. В. Васильева также рассматривает влияние определенных личностных особенностей на формирование рассматриваемого нами феномена, как и процесса трудовой деятельности в целом и, наоборот, удовлетворенность деятельностью должна позитивно влиять на личностное развитие [5, 2].
Для решения задач нашего исследования были применены 3 психодиагностические методики - это «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, модифицированная А. А. Реан, «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева, «Определение психологического климата группы» А. Н. Лутошкина.
Подбор методик был обусловлен тем, что одним из важных показателей удовлетворенности трудом, выступает психологический климат в коллективе, удовлетворенность трудом выступает следствием длительных и главное позитивных взаимоотношений в коллективе. Удовлетворенность трудом - это совокупность воздействия на работников факторов мотивации труда, уважения личности, которые определяют стремление человека к полезной деятельности.
В исследовании участвовали 30 воспитателей дошкольного образовательного учреждения. После проведения индивидуального опроса по всем методикам результаты индивидуальных протоколов данных каждого испытуемого экспериментальной группы и контрольной были внесены в сводную таблицу данных. Математические значения результатов исследования были подвергнуты факторному анализу. Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 8.
В результате компьютерной обработки данных экспериментальной группы было выделено 2 независимых фактора. Наиболее мощным, объясняющим 54% дисперсии, оказался фактор, который получил название «Удовлетворенность трудом» (F1) Таблица 1, Таблица 2).
Таблица 1
Экспериментальная группа
Фактор 1.
Удовлетворенность трудом
Фактор 2.
Мотивация к профессиональной деятельности
Общая удовлетворенность трудом -0,77 Внешняя положительная мотивация -0,71
Взаимоотношения с сотрудниками -0,74 Внутренняя мотивация -0,68
Взаимоотношения с руководством -0,64 Внешняя отрицательная мотивация -0,61
Удовлетворенность условиями труда -0,53
Умеренно благоприятный климат в коллективе -0,33
Вклад в дисперсию 54% Вклад в дисперсию 46%
Таблица 2.
Контрольная группа
Фактор 1.
Удовлетворенность трудом
Фактор 2.
Мотивация к профессиональной деятельности
Общая удовлетворенность трудом -0,80 Внешняя положительная мотивация -0,78
Взаимоотношения с сотрудниками -0,77 Внутренняя мотивация -0,70
Взаимоотношения с руководством -0,62 Внешняя отрицательная мотивация -0,63
Удовлетворенность условиями труда -0,45
Умеренно благоприятный климат в коллективе -0,34
Вклад в дисперсию 57% Вклад в дисперсию 43%
Содержание представлений испытуемых экспериментальной и контрольной группы характеризовалось когнитивной простотой, все выделенные факторы однополярные, что свидетельствует об отсутствии противоречий в сознании испытуемых об их удовлетворенности трудом и мотивации к педагогической работе. Отсутствие противоречий означает, что в их сознании не было оппозиции, было единство мнений. Но, в то же время, нехватка оппозиции, спора может свидетельствовать об отсутствии стремления к личностному и профессиональному развитию воспитателей.
Анализ результатов констатирующей части исследования позволил нам составить комплекс мероприятий, объединенных в программе, направленной на улучшение отношения к удовлетворенности воспитателей трудом, мотивации к профессиональной деятельности и психологическому климату в коллективе.
На протяжении 4-х недель в коллективе дошкольного образовательного учреждения было проведено 8 коррекционно-развивающих занятий, в которых принимали участие только воспитатели экспериментальной группы.
Занятие 2. Тренинговые упражнения «Психологические основы саморегуляции». Цель: психологическое сопровождение поддержания эмоциональной стабильности, профессиональных интересов воспитателей, развитие ресурсов персональной эффективности.
Занятие 3. Компетентностно-ориентированное задание для воспитателей «Диалоги о мотивации». Цель: обсуждение вопросов, значимых в профессиональной деятельности воспитателей.
После проведения развивающей программы мероприятий для воспитателей экспериментальной группы содержание факторов стало когнитивно более сложным, появились множественные утверждения, характеризующие удовлетворенность трудом и мотивацию к профессиональной деятельности в коллективе воспитателей.
Это проявилось в том, что в результате факторного анализа у воспитателей экспериментальной группы было выявлено 3 фактора (Таблица 3, а не 2, как на констатирующем этапе исследования. В контрольной группе, с которой не проводилась аналогичная работа по изменению отношения к труду и мотивации к профессиональной деятельности, факторные данные остались похожими. По-прежнему в контрольной группе выявлено 2 фактора с когнитивно несложным содержанием объединенных в них показателей.
Таблица 3
Удовлетворенность к труду и мотивации к профессиональной деятельности
воспитателей экспериментальной группы (контрольный этап)
Фактор 1.
Удовлетворенность воспитателей трудом
Фактор 2.
Мотивация воспитателей к профессиональной деятельности
Фактор 3.
Профессиональная деятельность –
интерес и достижения в работе педагога
Общая удовлетворенность трудом -0,82 Внутренняя мотивация -0,60 Уровень притязаний в профессиональной деятельности -0,57
Взаимоотношения с сотрудниками -0,80 Внешняя положительная мотивация -0,51 Профессиональная ответственность -0,48
Взаимоотношения с руководством -0,79 Внешняя отрицательная мотивация -0,48
Профессиональная ответственность -0,48
Интерес в работе
0,40 Удовлетворенность достижениями в работе 0,52
Удовлетворенность условиями труда -0,43 Внутренняя мотивация 0,50
Удовлетворенность достижениями в работе -0,42 Предпочтение выполняемой работы высокому заработку 0,42
Благоприятный климат в коллективе 0,42 Удовлетворенность условиями труда 0,40
Вклад в дисперсию 58% Вклад в дисперсию 22% Вклад в дисперсию 20%
Общая удовлетворенность трудом для воспитателей осталась на первом месте, а удовлетворенность от взаимоотношений с руководством и удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами имеют равные математические показатели.
Воспитатели сами почувствовали, что стали профессионально более ответственными, так как показатель «Профессиональная ответственность» теперь имеет значимую математическую нагрузку по фактору.
Воспитатели стали гораздо больше, чем до участия в программе, удовлетворены условиями труда и собственными достижениями. Педагогический труд не только обществом, но и воспитателями должен восприниматься как значимый, иначе наступает потеря интереса к работе, обесценивание своих педагогических усилий.
Если на констатирующем этапе исследования была выявлена как самая важная для педагогов внешняя положительная мотивация, для них имело значение похвала руководства, то теперь самой значимой стала внутренняя, они хотят трудиться и их не нужно к этому побуждать извне.
Параметр «Предпочтение выполняемой работы высокому заработку» очень характерен для воспитателей как представителей педагогического сообщества.
В системе ценностных ориентаций воспитателей теперь находится ценность «служения людям», а не узкоэгоистические интересы, которые были бы вызваны высокой зарплатой в противовес принципу «сердце отдаю детям».
Воспитатели контрольной группы не участвовали в развивающей программе мероприятий по изменению представлений об удовлетворенности к труду и мотивации к педагогической деятельности. Они могли лишь извне наблюдать изменения в работе воспитателей экспериментальной группы.
Полученные в результате факторного анализа данные остались похожими, было выявлено 2 фактора с когнитивно простым содержанием объединенных в них показателей.
Если не участвовать в программе развивающих мероприятий, не повышать педагогическое мастерство, не формировать новые профессиональные компетенции, то удовлетворенность трудом останется на прежнем уровне, а некоторые ее показатели могут совсем перестать иметь значение для педагогов контрольной группы. Если раньше взаимоотношения с сотрудниками имели большее значение, то теперь на первый план выдвинулись взаимоотношения с руководством. Условия труда стали рассматриваться воспитателями контрольной группы изолированно от общего вклада в работу, как не имеющее особого отношения к удовлетворенности профессиональной деятельностью, что означает дисгармонию в работе, может привести к потере перспективы цели.
Список литературы:
1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие для вузов. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 170 с.
2. Бойко В. В., Ковалева А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М. : Мысль, 2008. – 193 с.
3. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами. СПб. : Питер, 2002. 1200 с.
4. Варыханова К. В., Куренок Ю. Е. Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства// Вестник ИрГТУ 10(93) 2014, С. 293-297.
5. Васильева Т. В. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с общностью ценностно-смысловой сферы руководителя и сотрудников организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология, 2013. №1(13).
6. Вечерин А. В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т., 2. С. 96-111.
7. Емельянова М. С. Как подготовить конкурентоспособного выпускника // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6. - C. 20-21.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. - СПб. : Питер, 2011. - 890 с.
9. Кузнецова П. А. Современные теории мотивации : теория потребностей Энтони Роббинса // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - №2 URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teorii-motivatsii-teoriya-potrebnostey-entoni-robbinsa ( дата обращения: 1.11.2019).
10. Осницкий А. К., Филиппова Е. В. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности // Психологические исследования. - 2010. - № 6(14). URL : www.psyedu.ru ( дата обращения: 2.12.2019).
11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М. : Смысл, 2003.
12. Хьелл Л. А. Теории личности. - СПб. : Питер, 2008. - 608 с.