Трубина Татьяна Сергеевна
Теории обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время стало ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько:
Публикация «Теории обучения и воспитания» размещена в разделах
- неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может изменить учебно-воспитательный процесс. А. С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Только система является ключевым понятием в педагогике будущего;
- наличие в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы
Министерство образования РФ утвердило «Программу развития воспитания в системе образования России». Первоочередной задачей по ее реализации является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.
Понятие о воспитательной системе.
Каждому историческому периоду в развитии науки и практики свойственны свои специфические идеалы научного познания, свои методологические и технологические подходы к осмыслению и освоению природной и социальной действительности. Первые высказывания о целесообразности использования системного подхода в воспитании были сделаны А. С. Макаренко:
- «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»
«. там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»
Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л. И. Новиковой и ее коллегам : В. А. Караковскому, Н. Л. Селивановой. Являясь несомненными лидерами системного движения в области воспитания, они не только сами продуктивно изучают сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы, но и смогли сплотить вокруг себя широкий круг научных и практических работников из различных регионов России и ближнего зарубежья.
Целесообразность использования системного подхода в воспитательной практике объясняется следующими причинами:
1. личность ребенка как целостная система должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны;
2. при использовании системного подхода происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния на развитие учащихся;
3. созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива образовательного учреждения, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке;
4. при построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя;
5. в процессе построения воспитательной системы формируется неповторимый облик учебного заведения;
6. создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;
7. системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.
Воспитательная система образовательного учреждения занимает центральное место в теории и практике воспитательных систем.
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы (Новикова Л. И.)
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. (Колесникова И. А.)
Если давать более полную характеристику сущности воспитательной системы, то следует описать ее характерные черты, внутреннее строение, связи с окружающей средой, этапы ее развития.
Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения.
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией следующих педагоги ческих задач:
1) формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке;
2) овладение учащимися приемами и способами основных видов человеческой деятельности;
3) развитие креативных способностей ребенка, его склонностей и таланта;
4) формирование у учащихся ценностных отношений к различным сторонам окружающей действительности и к самому себе;
5) развитие у ребенка стремления и способности к самопознанию, самореализации и самоутверждению;
6) формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
Для их решения используются разнообразные формы, приемы и, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности
Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними.
Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Научные и практические работники отчетливо осознают, что основные источники и резервы развития и успешного функционирования воспитательной системы находятся внутри системы, а не за ее пределами.
Структура воспитательной системы
Основными компонентами воспитательной системы являются :
1. Подсистема целей и идей. Правильно поставленные цели являются главными факторами воспитания. Должны быть ориентированы на познание личности, должны быть привлекательны для всех. Субъект воспитательного процесса должен предусматривать деление её на составляющие.
2. Совокупность субъектов воспитательного процесса. Ученики, учителя, родители, общество. Нужно учитывать позицию каждого субъекта.
3. Подсистема деятельности и общения. Педагогический коллектив должен владеть методикой осуществления этой деятельности. Необходимо наличие ресурсов для организации деятельности.
4. Внутренняя и внешняя среда, освоенная коллективом школы. Является частью воспитательной работы, если школьники знакомы с окружающей средой, включены в социально-значимую деятельность, если существует педагогическая поддержка полезных инициатив в социуме.
5. Система управления воспитательной системой. Совет школы, педагогического коллектива.
6. Материальная база.