Серова Галина
Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья.
Тема «Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования».
Дошкольное детство – это период развития ребенка, когда закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.
Публикация «Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования» размещена в разделах
С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных интересов. У ребенка возникает стремление познанию окружающего мира. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, задает массу вопросов, основной из которых «почему?». Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это и есть по внешние проявления познавательного интереса.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под руководством взрослого.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Полученная в процессе информация усваивается прочно и надолго, так как ребенок слышит, видит и делает все сам.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность.
В процессе экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном детстве он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Задача воспитателя сделать так, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов, которые используются при обучении детей экспериментированию :
1. Работа руками детей: «Сейчас Маша возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Маши и кладет ее в нужное место.
2. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам: «Кирилл, подсыпай почву с этой стороны. Так. Так. Аккуратнее… Илья, подсыпь почву с другой стороны. Молодцы, вы все хорошо сделали»
3. Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы помойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки цветов».
4. Помощь воспитателя детям: «Ксюша, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».
5. Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять в первую очередь? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Света, оно наклонилось? (Специально допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».
6. Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая детям возможность внести исправления.
Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.
Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.
Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте.
Как зачатки настоящего экспериментирования используем прием - решение экспериментальных задач. Проводим целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организуем конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»).
При проведении занятий можно использовать три типа экспериментальных задач :
1. Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.).
2. Сколькими способами можно осуществить это действие. (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).
3. Предскажите, что получится, если. (положить щепку на поверхность воды, монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину и т. п.).
В старшем возрасте возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливаем, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.
Практика показала, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, уроки здоровья, в рисование. Наблюдение и труд так же являются тесно связанными видами деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.