МААМ-картинки

Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников

Лариса Литовка
Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

Тема: «Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников»

Цель - Выявление результатов работы по развитию цветовой грамотности у детей.

Задачи- Определить наиболее рациональные методы и приёмы, способствующие формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Публикация «Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников» размещена в разделах

Психологи утверждают, что в процессе дошкольного возраста происходит перестройка личности ребёнка. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок может воспринимать изобразительное искусство, имеет возможность выражать себя в самостоятельной творческой деятельности, если в этот период будут постепенно накапливаться эстетические впечатления, то опыт детей постепенно скажется на отношении к миру. Эстетические интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, формирование интереса к искусству и цветовой грамотности нужно воспитывать.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию памяти, внимания, воображения, интереса и понимания цветовых характеристик образов и явлений.

Цвет - выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность мира.

Решение задач по формированию цветового восприятия подразумевает создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.

Учитывая то, что дошкольный возраст является особенно перспективным в развитии эстетической восприимчивости, необходима достаточная эмоциональная нагрузка на детей. Она создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса цветовой грамотности.

Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность.

Работа проходит по этапам:

Увидеть: 1. Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга.

Решая задачи по цветовой грамоте, прежде всего, совершенствуется понимание цвета и его оттенков в природе, окружающей жизни, происходит эмоциональный отклик на цвет, его сочетание, оценивается его красота. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках Можно столкнуться со случайностью и эпизодичностью. Вместе с тем у детей развивается осознанное восприятие цветового богатства мира, обращается внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений.

Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей. Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство детей с искусством. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно – прикладное искусство.

2. Услышать: Большое значение имеет в работе с детьми слово педагога и речь самих детей. Важно, что ребёнок не только видел цвет, но и слышал его обозначение. Следует чаще пользоваться сравнениями, так как они вызывают в памяти знакомый образ, ярко его характеризует и ребёнок устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, что облегчает осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему. Эстетическому восприятию цвета предметов и явлений способствует использование художественных образов литературы. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом - основное, причём не навязчиво, не сухо, дидактично, и это помогает запоминанию.

3. Обыграть: Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства, дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с детьми имеет большое значение для формирования у детей чувства цвета. Дети начинают понимать красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Ребёнок постепенно начинает видеть мир гармонии цвета.

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети выделяют цвет предметов, называют цвета и оттенки, сравнивают предметы по цвету, группируют их по сходству цвета, дифференцируют по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании. С другой стороны, то, что ребёнок получил на занятии по изобразительной деятельности, по изобразительному искусству, из наблюдений в природе, уточняется, закрепляется и вновь обогащается в играх, проводимых после занятий в самостоятельной творческой деятельности в группе.

4. Пулучить продукт – нарисовать, создать творческую работу. В освоении практических действий на занятиях у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок может определять цвет предмета в "уме", т. е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.

На занятиях дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и чёрный цвета.

Важным этапом цветового восприятия у дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый, имея в виду яркость. Вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Дети лучше запоминают оттенки, т. к. получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок).

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых.

В работе с детьми используются активные педагогические методы, которые стимулируют интерес к цвету в изобразительном творчестве.

Создание ситуации успеха. Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение используется заслуженно (в пределах возможностей ребенка).

Наглядные материалы - наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития творческих способностей. Опора на чувственные образы делает их более конкретными, доступными, осознанными. Наглядно – игровые средства способствуют развитию пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Применение ИКТ С целью оптимизации процесса развития познавательной и творческой деятельности существенно повышает уровень занятий с детьми.

Информационно - рецептивный - Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) используется при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом педагогом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, его цвет которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения. Учитывая неустойчивость внимания детей дошкольного возраста, их неумение надолго сосредоточится на обследуемом предмете, педагогами в группах проводятся короткие наблюдения, но есть необходимость возвращаться к объекту наблюдения 2-3 раза, постепенно расширяя знания детей о нем.

При этом наблюдение проводится живо, эмоционально, подчеркивая красоту предмета и характеризующие его качеств

. К информационно-рецептивным методом можно отнести и такой прием как беседа.

Словесный метод включает в себя :

* беседу;

* рассказ, искусствоведческий рассказ;

* использование образцов художественной росписи;

* художественное слово.

Дети дошкольники не умеют выделять в предмете главное. В связи с этим педагогами организуются беседы, задаются вопросы, а дети, отвечая на них называют части, цвет, форму предмета и т. д.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы :

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец приёмов работы художника (ИКТ);

игровые приёмы;

Еще один прием - указание. Применяется непосредственно на занятии. Указания педагога не прямая диктовка. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, обращается внимание на нарушение смысла, логику изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки.

Репродуктивный: Упражнения, практикуется в работе с детьми как один из приемов, относящийся к репродуктивной группе методов, широко. Например, в старшей группе детям полезно предлагать упражнения по цвету для усвоения цветовых характеристик. Эти навыки сложные, формируются у детей на протяжении длительного времени и целесообразно в них упражняться.

Продумывая систему упражнений и систему заданий в цветовой грамоте, направленных на закрепление навыков и умений, необходимо постепенно усложнять задачу. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков прием повтора;

* работа на черновиках – упражнения по цвету;

> прием повтора;

Эвристический - На занятиях по изобразительной деятельность по мимо обучающих задач ставится задача решения творческих задач. С этой целью используются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. ребенку предлагается выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский - Решению вышеизложенных задач так же способствует частично - поисковый или исследовательский методы. Эти два используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, интереса и внимания к цвету на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества в работе с цветом. Педагог предлагает

самостоятельно в цвете выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Практический метод – Непосредственная творческая работа детей с цветом - приёмы : Пояснение – используется словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям

Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете.

Напоминание - в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Он используются перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям смешивать краски в соответствии с логикой изображения

Поощрение - методический прием, который вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово - широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Вывод: Используемые методы и приёмы по развитию цветовой грамотности у детей обеспечивают развитие потенциальных художественных способностей в изобразительной деятельности. Формируют эмоциональную отзывчивость и умение самостоятельного поиска информации о цветовой палитре.

Педагог дополнительного образования –

Литовка Лариса Васильевна

Публикации по теме:

Использование приемов и методов обучения, соответствующих ФГОС до В рамках проекта "Наставничество", реализуемого в МБДОУ № 14 в 2018-2019 учебном году, молодые воспитатели нашего учреждения подготовили.

Развивающая среда как условие формирования активно-действенного интереса у старших дошкольников к региональной культуре .

Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применения в педагогическом процессе ДОУ Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применения. В педагогическом процессе ДОУ Здоровьесберегающие технологии.

Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применения В педагогическом процессе ДОУ Здоровьесберегающие технологии целью которых является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,.

Использование игровых методов и приемов в организации театральной деятельности «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности» Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Опыт работы «Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию из общения опыта работы "эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного.

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания младших дошкольников Школьная практика показывает, что трудности в обучении многих детей непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом.

Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет Умение ориентироваться во времени является неотъемлемой частью развития детского сознания. Большая часть временных представлений формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 14:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ применения методов и приемов формирования интереса и внимания к цветовой грамоте у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Литовка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД