Пахомова Наталья Игоревна
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду
Пахомова Н. И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189»,
Метальникова Л. Н., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189»,
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр. Театр является одним из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативы и т. д. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов).
Одной из задач театрализованной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формирует уверенность в себе. Воспитателю необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.
Вторая задача развивать речевую культуру речи. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий.
Третьей не менее важной задачей является – заложить основы театральной культуры. Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, дети начинают все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
Выбирая материал для театральной деятельности, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умении и детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
• Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театрализованные занятия, театрализованные игры на праздниках и развлечениях.
• Самостоятельная театрализованная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни
• Мини – игры на других занятиях, театрализованные игры спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями.
Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Занятия, включающие театрализованные игры, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции.
Для постановок мы используем знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и представляют детям возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, движения, пантомима).
Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Затем усложняем задание: предлагаем разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого героя. Таким образом, дошкольники учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер. Голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.
Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Работа состоит из четырех частей: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности произведения. В процессе работы над ролью используем следующие рекомендации:
• Составление словесного портрета героя
• Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, игр, занятий и т. д.
• Работа над сценической выразительностью, места на сценической площадке, интонации, жестов мимики
• Подготовка театрального костюма
• Использование грима для создания образа
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени. Герой сыгранный одним ребенком будет не похож на героя, сыгранного другим. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Соблюдаем правило всеобщего участия. В спектакле участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. Д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передать и усилить настроение главных героев
Сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: какие чувства вы испытывали во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки вам понравились? Почему?
Изготовление костюмов, масок, декораций помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной.
Родители могут выступать не только в роли зрителей, но и изготовителей атрибутов, исполнителей ролей. Совместная творческая работа взрослых и детей всегда более эффективна. Совместная деятельность помогает еще ближе сблизиться родителям и детям, они смогут узнать особенности его характера, темперамента.
Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные воспоминания останутся у всех. Театрализованная деятельность - это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность в которой осуществляется желания, мечты и многое другое. Театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она представляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Литература
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. ,2003
2. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1999. - №11
3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. : Владос, 1999