Светлана Подсинева
Консультация для педагогов «Исследо-вательская деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. С введением ФГОС ДО усиливается культурологический, развивающий, личностный потенциал образования. В одном из пяти направлений развития и образования детей ФГОС предполагает: «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей». Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследо- вательская деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Познавательно-исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер. Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников :
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка.
Второй вид познавательно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.
Использование в образовательном процессе с детьми познавательно-исследовательская деятельность предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:
• Экспериментирование с объектами неживой природы;
• Экспериментирование с объектами живой природы;
• Экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами.
Познавательно-исследовательская деятельность используется по разным темам в соответствии с комплексно-тематическим планом реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если).
Организуя опытно-экспериментальную деятельность, можно обучать детей исследовательским умениям по технологии исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова.
Цель технологии – развитие исследовательских способностей детей.
Задачи технологии:
• Развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников.
• Обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
• Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
• Формирование у дошкольников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Для того чтобы ребенок стремился к познанию окружающего мира, мы развиваем в процессе использования рекомендаций Александра Ильича Савенкова следующие умения и навыки, которые способствуют формированию познавательных мотивов у детей :
• умение видеть проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение классифицировать.
Данные умения являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми навыками познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет следующую структуру:
• создание проблемной ситуации (для привлечения внимания и интереса);
• целеполагание (что нужно сделать);
• выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
• проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).
Кроме того в своей работе можно опираться на различную методическую литературу: Бабина Н. В. «500 как и почему для детей.», Дыбина О. В.» Неизведанное рядом», Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» и многое другое.
Практическая часть
Опыт №1 «Волшебная рукавичка».
Фиксики оставили в нашей лаборатории коробку. Мне кажется, в ней что-то есть. Давайте посмотрим, что же там? Здесь оказались ложки и красивая рукавичка. Но для чего они нам? Что мы сделаем с рукавичкой? (оденем на руку). Давайте теперь рассмотрим ложки. Это ложка сделана из какого материала? (пластмасс) Значит ложка какая? (пластмассовая). Из чего сделана эта ложка? (из дерева) Значит ложка какая? (деревянная) А эта ложка из какого материала сделана? железа, металла) Значит ложка какая? (металлическая).Посмотрите, что случилось с третьей ложкой (она прилипла к рукавичке)Значит рукавичка волшебная? А почему другие ложки не прилипли, а только металлическая? (может в ней что-то есть) Давайте проверим. Действительно в ней магнит. Какой мы можем сделать вывод? (магнит притягивает металл, а дерево и пластмасс нет) Верно, а ещё сила магнита действует даже через материал.
Опыт №2 «Золушка»
Входит расстроенная Золушка и говорит: «Здравствуйте, ребята! Сегодня во дворце бал и принц пригласил всех незамужних девушек. Я очень хочу попасть на бал, но злая мачеха смешала манную крупу с рисом и сказала, что я смогу поехать туда только если всё переберу. Но этой крупы так много и с этим заданием я точно не справлюсь».
В: Не переживай, Золушка, наши ребята тебе помогут. Ну что ребята, справимся с этим нелегким заданием? (да)
Дети перебирают крупу, получается очень долго.
В: Ребята так мы точно не успеем, надо облегчить свой труд, какие предметы – помощники есть в нашей лаборатории? (сито)
Дети быстро справляются. Золушка благодарит и уходит.
Опыт №3 «Шкатулка»
Воспитатель показывает детям, что пуговицы с булавками перемешались и их очень трудно перебрать. И сито здесь точно не помощник. Что нам может помочь? (магнит) Подносим магнит, за секунду все булавки оказываются на магните.
Подведение итогов.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.