Яна Романченко
Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра- это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающем жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываться навыки и привычки
правильного поведения, складываться характер.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка:
его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и
т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному
возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. -
их называют творческими или сюжетно- ролевыми.
Сюжетно- ролевая игра - универсальное средство развития
дошкольника, где отдельные действия объединяются темой, которая
раскрывается в определенной последовательности событий, а
участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам и
склонностям.
В играх происходит становление ребенка как личность. В ролевых
играх между детьми складываются отношения сотрудничества,
взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном
возрасте общение детей становится более продолжительным, а игры
разнообразнее.
В играх ребенок учится воспроизводить и передавать информацию,
следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется
кругозор общения. Дети в совместных играх присматриваются к
партнеру по игре, оценивают его. В зависимости от таких оценок
проявляются или нет взаимные симпатии.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно- ролевые игры не сможет,
потому что он еще не освоил мир вокруг себя, у него не сложились
представления о том мире, в котором существуют взрослые.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры
определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность
отражать в игре и повседневные впечатления, и не обычные события,
которые привлекают его новизной.
Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение,
которое прочно присутствует в нашей жизни. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность
детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры,
почему подражают данному герою, изображают данные события.
Задача взрослого- помочь ребенку выбрать из массы жизненных
впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом. И самое
главное, что игра :
- не должна строиться на принуждении;
- это творческий процесс;
- должна иметь развитие.
Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь,
коммуникативные навыки.
В сюжетно - ролевых играх дошкольники нарабатывают полезные
шаблоны социального поведения, которые потом применяют в
повседневных отношениях. Ребенок знакомится с правилами поведения,
но начинает осознавать их важность для поддержания хороших
отношений с окружающими.
Таким образом, сюжетно - ролевые игры - это средство:
- усвоения норм ценностей, принятых в обществе;
- становления самостоятельности, целенаправленность собственных
действий;
- эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения к семье и
обществу;
- формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.