Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста

Людмила Владимировна Вовк
Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Дети стремятся к активной деятельности, и для наших воспитателей важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее мы выстраиваем процесс воспитания и организация игровой деятельности, чем более она значима для ребёнка и отвечает его интересам, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Вот почему сюжетно- ролевая игра является наиболее близким и естественным видом деятельности для старших дошкольников нашего детского сада.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В игре ребёнок развивается, познает мир, общается. В связи с этим перед воспитателями ставятся новые задачи: обогатить игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие; создать дошкольникам условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, используя весь калейдоскоп возможностей (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-эксперименты, народные, режиссёрские и др.).

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому мы, воспитатели, стараемся способствовать расширению тематики сюжетно-ролевых игр, развитию их содержания на основе расширения знаний дошкольников об обществе и социальных ролях. В процессе игровой деятельности старшие дошкольники нашего учреждения переходят от простых к более осмысленным действиям: продумывают сценарий, устанавливают правила, создают персонажи. Игра становится для них проводником к взаимодействию с социумом: дети учатся играть не рядом, а вместе с товарищами.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее близкими и доступными для детей старшего дошкольного возраста. На примере сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Пожарная часть», «Спасатели» и др.) дети в нашем детском саду учатся примерять на себя различные социальные роли, что является важным фактором становления личности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники выступают в различных амплуа: то они «парикмахеры», то «врачи», то «продавцы». Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности.

Нередко мы, воспитатели, замечаем в своей группе конфликтные ситуации между детьми. Слышим реплики среди ребят: «Не хочу быть «пациентом», хочу быть «врачом» или наоборот. Такое происходит из-за неумения распределять роли, нежелания идти на компромиссы, что характерно для данного возраста. И зачастую мы наблюдаем в начале игры ситуацию, когда все играющие хотят выступить в одной роли. Задача воспитателя в этот момент – посодействовать договору между детьми, помочь спланировать ролевые отношения, сглаживая процесс социализации.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях социальной действительности.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :

1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.

2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. Эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда являются искренними.

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр разнообразны.

Воспитатели нашей группы, совместно с родителями сшили из ткани «продукты питания» для сюжетно- ролевой игры «Кафе». Приготовили оборудование. Детям очень нравится играть. Всегда очень много эмоций. Вот пример из опыта работы.

Оборудование и материалы: игровой модуль «Кухня», касса, нарядная скатерть для стола, салфетница, кухонная посуда для чаепития, муляж торта и продуктов питания, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, чайник, кофеварка, блендер, специальная одежда для официанта

Ход игровой деятельности.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Кафе». Вы согласны?

Мотивация:

Ульяна, ты такая сегодня нарядная, у тебя какой- то праздник?

Ульяна:

- Да, у меня сегодня день рождение. Мне исполнилось 5 лет.

- Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (Ответы детей)

Молодцы, а давайте сегодня отметим день рождения Ульяны в кафе! Вы согласны?

А кто – нибудь был в кафе?

Давайте вспомним, кто же работает в кафе? (ответы детей)

- А что же должен делать повар в кафе?

- Какие обязанности у официанта?

-Чем занимается уборщица?

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя за столом?

Дети:

В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно!

А как следует вести себя в кафе?

Воспитатель:

Молодцы! Вижу вы знаете, как нужно вести себя и за столом и в общественных местах. Давайте займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре. Ну вот мы и в кафе!

Администратор (воспитатель)

Здравствуйте! Добро пожаловать в кафе «Лакомка». Занимайте свободные столики, я пришлю к вам официанта!

Посетители:

- Спасибо! (Мальчики сажают девочек за стол)

Официант (воспитатель показывает, затем по желанию может быть ребенок)

- Здравствуйте, меню пожалуйста!

Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару заказ, повар готовит, официант приносит, посетители кушают и т. д

(Администратор) воспитатель:

Уважаемые посетители, у нас в кафе работает клоун Мотя. Он развлекает наших гостей, проводит конкурсы и поздравляет именинников, вы не против, если он придёт поздравить.

Организаторы праздника во время приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.

Это могут быть:

Хоровод для именинника, хороводные игры «Шёл король…», «Карусель» и т. д, игра с мыльными пузырями, танцы.

В конце игры дети благодарят персонал кафе.

Заключение:

Воспитатель: Ребята, ну что вам понравилось сегодня играть в игру «Кафе»?

Что больше всего понравилось? А кто мне хочет помочь убрать игровое оборудование? Вы такие молодцы! И совсем уже большие!

Иногда некоторые игры например в «моряков», «летчиков», «космонавтов», продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Детям нашей группы нравятся игры, связанные с общественной тематикой, такие как «магазин», «завод», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие».

Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению сюжетно- ролевых игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир дошкольника.

Литература:

1. Бакина М., Современные дети, современные игры. [Текст] / М. Бакина. – Дошкольное воспитание. - №4,-2005,- с. 58-60

2. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко. -М. ; Знание, 1984.

3. Дыбина О. Игра- путь к познанию предметного мира [Текст] / О. Дыбина. - Дошкольное воспитание, -№4,- 2005,- с. 14-23.

4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова. - Издание 2-е. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

5. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет). [Текст] /Н. А. Короткова. -Ребёнок в детском саду., 2006, -№5,-с. 83.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. /Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2006.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно — ролевая игра для детей дошкольного возраста «Военные на учениях»Сюжетно — ролевая игра для детей дошкольного возраста «Военные на учениях» Цель: закрепить знания детей о военных профессиях. Задачи: закрепить знания о родах войск, о военных. Закрепить знания об обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология»Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология» Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста "Детская стоматология" Цель: сформировать игровые навыки детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра «Лечим мишку» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Лечим мишку» для детей младшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Обучающие - Пополнить игровые действия; 2. Развивающие - развивать речь детей, использовать в активной речи глаголы.

Сюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и обогащение игрового опыта воспитанников. Задачи: - расширять представление о профессии полицейского; - воспитывать.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты» Задачи: • Расширять и углублять знания и представления детей.

Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастако дню сказочных домиков на МААМ Сорокина Анжела Валерьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 10:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Вовк (УИ 629578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД