Людмила Владимировна Вовк
Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Дети стремятся к активной деятельности, и для наших воспитателей важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее мы выстраиваем процесс воспитания и организация игровой деятельности, чем более она значима для ребёнка и отвечает его интересам, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Вот почему сюжетно- ролевая игра является наиболее близким и естественным видом деятельности для старших дошкольников нашего детского сада.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В игре ребёнок развивается, познает мир, общается. В связи с этим перед воспитателями ставятся новые задачи: обогатить игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие; создать дошкольникам условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, используя весь калейдоскоп возможностей (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-эксперименты, народные, режиссёрские и др.).
Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому мы, воспитатели, стараемся способствовать расширению тематики сюжетно-ролевых игр, развитию их содержания на основе расширения знаний дошкольников об обществе и социальных ролях. В процессе игровой деятельности старшие дошкольники нашего учреждения переходят от простых к более осмысленным действиям: продумывают сценарий, устанавливают правила, создают персонажи. Игра становится для них проводником к взаимодействию с социумом: дети учатся играть не рядом, а вместе с товарищами.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее близкими и доступными для детей старшего дошкольного возраста. На примере сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Пожарная часть», «Спасатели» и др.) дети в нашем детском саду учатся примерять на себя различные социальные роли, что является важным фактором становления личности.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники выступают в различных амплуа: то они «парикмахеры», то «врачи», то «продавцы». Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности.
Нередко мы, воспитатели, замечаем в своей группе конфликтные ситуации между детьми. Слышим реплики среди ребят: «Не хочу быть «пациентом», хочу быть «врачом» или наоборот. Такое происходит из-за неумения распределять роли, нежелания идти на компромиссы, что характерно для данного возраста. И зачастую мы наблюдаем в начале игры ситуацию, когда все играющие хотят выступить в одной роли. Задача воспитателя в этот момент – посодействовать договору между детьми, помочь спланировать ролевые отношения, сглаживая процесс социализации.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях социальной действительности.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :
1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.
2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
3. Эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда являются искренними.
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр разнообразны.
Воспитатели нашей группы, совместно с родителями сшили из ткани «продукты питания» для сюжетно- ролевой игры «Кафе». Приготовили оборудование. Детям очень нравится играть. Всегда очень много эмоций. Вот пример из опыта работы.
Оборудование и материалы: игровой модуль «Кухня», касса, нарядная скатерть для стола, салфетница, кухонная посуда для чаепития, муляж торта и продуктов питания, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, чайник, кофеварка, блендер, специальная одежда для официанта
Ход игровой деятельности.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Кафе». Вы согласны?
Мотивация:
Ульяна, ты такая сегодня нарядная, у тебя какой- то праздник?
Ульяна:
- Да, у меня сегодня день рождение. Мне исполнилось 5 лет.
- Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (Ответы детей)
Молодцы, а давайте сегодня отметим день рождения Ульяны в кафе! Вы согласны?
А кто – нибудь был в кафе?
Давайте вспомним, кто же работает в кафе? (ответы детей)
- А что же должен делать повар в кафе?
- Какие обязанности у официанта?
-Чем занимается уборщица?
Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя за столом?
Дети:
В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно!
А как следует вести себя в кафе?
Воспитатель:
Молодцы! Вижу вы знаете, как нужно вести себя и за столом и в общественных местах. Давайте займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре. Ну вот мы и в кафе!
Администратор (воспитатель)
Здравствуйте! Добро пожаловать в кафе «Лакомка». Занимайте свободные столики, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
- Спасибо! (Мальчики сажают девочек за стол)
Официант (воспитатель показывает, затем по желанию может быть ребенок)
- Здравствуйте, меню пожалуйста!
Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару заказ, повар готовит, официант приносит, посетители кушают и т. д
(Администратор) воспитатель:
Уважаемые посетители, у нас в кафе работает клоун Мотя. Он развлекает наших гостей, проводит конкурсы и поздравляет именинников, вы не против, если он придёт поздравить.
Организаторы праздника во время приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.
Это могут быть:
Хоровод для именинника, хороводные игры «Шёл король…», «Карусель» и т. д, игра с мыльными пузырями, танцы.
В конце игры дети благодарят персонал кафе.
Заключение:
Воспитатель: Ребята, ну что вам понравилось сегодня играть в игру «Кафе»?
Что больше всего понравилось? А кто мне хочет помочь убрать игровое оборудование? Вы такие молодцы! И совсем уже большие!
Иногда некоторые игры например в «моряков», «летчиков», «космонавтов», продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Детям нашей группы нравятся игры, связанные с общественной тематикой, такие как «магазин», «завод», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие».
Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению сюжетно- ролевых игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир дошкольника.
Литература:
1. Бакина М., Современные дети, современные игры. [Текст] / М. Бакина. – Дошкольное воспитание. - №4,-2005,- с. 58-60
2. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко. -М. ; Знание, 1984.
3. Дыбина О. Игра- путь к познанию предметного мира [Текст] / О. Дыбина. - Дошкольное воспитание, -№4,- 2005,- с. 14-23.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова. - Издание 2-е. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008.
5. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет). [Текст] /Н. А. Короткова. -Ребёнок в детском саду., 2006, -№5,-с. 83.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. /Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2006.