Эльмаза Сейдаметова
Сущность понятия «книжная культура» в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. Понятие «книжная культура» в педагогике очень сложное и широкое. В "Российском энциклопедическом словаре" в сущность понятия "культура" вкладывается совокупность сoзданных человекoм в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие "культура" включает в себя знания и умения язык и искусство характеризует специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура)[1]
Публикация «Сущность понятия „книжная культура“ в дошкольной педагогике» размещена в разделах
В. И. Гульчинский, оценивает книжную культуру как часть культуры общества и предлагает рассматривать ее "как исторически обусловленную общественную деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации. Через культуру общества с книжной культурой связаны и ее взаимообусловливающие производительные силы и эффективные отношения, политический и юридический базис (социальные институты, организации и учреждения, определенные формы общественного сознания людей"[2]
Ю. В. Тимофеева выделяет несколько подходов исследователей к определению книжной культуры в зависимости от включенных в него элементов: книгоиздание; книгораспространение; взаимодействие авторов, издателей, художников, читателей, слушателей; читатель и книга. Ю. В. Тимофеева включает в его содержание следующие элементы: круг чтения и его модификации; отношение к книге; читательские интересы, предпочтения, потребности и их удовлетворение; мотивы и частота чтения; понимание и осознание прочитанного; усвоение через него культурного наследия.
Однако федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет «знакомство с книжной культурой» как одну из задач образовательной области «речевое развитие», однако в педагогической литературе определение данного понятия встречается редко. Очень часто по отношению к дошкольному возрасту употребляются термины: «литературное развитие», «читательская культура», «читательское развитие», «читательская компетентность».
Цель статьи: изучить и раскрыть сущность понятия книжная культура детей среднего дошкольного возраста.
Изложение основного материала. В среднем дошкольном возрасте отношение детей к миру становится более сложным. Они интересуются не только природой и окружающими предметами, но и сверстниками и взрослыми. Восприятие произведений художественной литературы отличается непосредственной эмоциональностью, но дети уже способны к элементарному осмыслению содержания. Понимание текста у детей среднего дошкольного возраста выражается не столько в речи, сколько в игровых и предметных действиях. Поэтому они любят домысливать тексты, участвовать в инсценировках, особенно в инсценировках сказок. Четырёхлетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Дошкольники 4-5 лет могут частично воспроизвести сюжет, определить и перечислить главных героев, но для многих из них еще сложно сформулировать содержание текста в развернутой речевой форме.
Как отмечает Л. М. Гурович, после четырех лет дети начинают чувствовать границы между реалистическими и сказочными жанрами, ощущать законы сказочной фантастики. На этом умении ребенка разграничивать реальное и фантастическое в литературных произведениях можно формировать первые представления об особенностях жанра: сказка, стихотворение, небылица, рассказ и др.
На данном возрастном этапе активно развивается и становится самостоятельным воссоздающее воображение. Ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета для понимания произведения. Однако это не отменяет необходимость использование иллюстрации, которое помогает проникнуть в авторский замысел, формировать адекватное видение событий и героев, эмоциональное отношение к ним, а также развивать эстетические чувства.
Дети среднего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения осознанно, чувствуют простые причинные связи, могут выделять отдельные факты из ряда событий. Опираясь на свои представления о нормах поведения и личный опыт, ребенок может высказывать правильные суждения о поступках героев, охарактеризовать их. Однако он не ставит перед собой задачу оценить события или героя [10; с. 14].
Также у детей появляются литературные предпочтения, что выражается в выборе героев, текста, жанра. Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста есть определенный литературный опыт.
По утверждению О. В. Чиндиловой, главной ценностью читателей среднего дошкольного возраста является готовность к «содействию» с текстом, которая выражается в практической и игровой деятельности. Дошкольники не просто слушают литературное произведение, рассматривают иллюстрации, листают книгу, но и соотносят содержание с конкретными жизненными ситуациями, проигрывают его с игрушками, пытаются «прокричать» отдельные отрывки текста, запоминают их наизусть [65; с. 56].
Эти особенности детей среднего дошкольного возраста определяют задачи по развитию определенных читательских умений. Так, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева указывают на следующие задачи работы с детьми этого возраста: углублять интерес к литературе, воспитывать желание постоянного общения с книгой, самостоятельного и совместного со взрослым; расширять читательский опыт (опыт слушания, включая в него разные жанры фольклора (прибаутки, загадки, небылицы, заклички, сказки волшебные и о животных, литературной прозы (рассказ, сказка) и поэзии (авторские загадки, стихи, сказки в стихах); развивать способность к целостному восприятию текста: умение выявлять основное содержание, устанавливать последовательные, простые причинные, временные связи, понимать основные характеристики героев и несложные мотивы их поведения, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов, событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения; поддерживать стремление детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, их героях и событиях в различных видах художественной деятельности: рисунках, поделках, играх, драматизации.
Учитывая вышесказанное можно определить ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной культурой как процесс развития интереса к книге, выработки умений исследовать и выбирать интересующую книгу, понимать содержание книги на основе авторской речи и оформления, эмоционально реагировать на прочитанное, различать основные жанры фольклора, литературной прозы и поэзии.
Анализ как приведенных, так и многих иных определений книжной культуры показывает, что каждое из них фиксирует ее реальные и значимые черты, но ни одно не является исчерпывающим. Мы исходим из того, что культура — это освоенный опят человеческой жизнедеятельности. Опыт же суть закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель дейтвий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Система «Книга - Библиотека — Личность» опыта. Следовательно, книжная культура представляет собой интегративную характеристику культурного процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче/освоению в знаковой форме накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков, компетенций и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому в пространстве и во времени. Содержание данного понятия как педагогического явления включает в себя такие элементы как круг чтения; отношение к книге; читательские интересы, предпочтения и потребности; мотивы и частота чтения; понимание и осмысление прочитанного; освоение через него культурного наследия.
Вывод. Таким образом, особенности литературного развития детей среднего дошкольного возраста : эмоциональное восприятие литературных произведений, развитие воссоздающее воображение; способность к осмыслению содержания и высказыванию суждений о героях произведений, наличие первоначальных представлений о литературных жанрах и литературных предпочтений. На основе этого ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной культурой было определено как процесс развития интереса к книге, выработки умений исследовать и выбирать интересующую книгу, понимать содержание книги на основе авторской речи и утверждения, эмоционально проявлять своё отношение на прочитанное, распознавать определенные жанры фольклора, литературной прозы и поэзии.
Литература
1. Российский энциклопедический словарь. : В 2 кн. Кн. 1. — М. : Большая рос. энциклопедия, 2001. — 2015 с.
2. Гульчинский В. И. Книжная культура и ее источники // Шестая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. — М. ,1988. — C. 11-13.
3. А. Гогоберидзе, О. Солнцевой Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения ООО Издательство «Питер», 2014 — 463 с.
4. Бенин В. Л., Гильмиянова Р. А., Чушкина С. Е СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ// Педагогический журнал Башкортостана 2015 год №5(60)
Аннотация: проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Дошкольник среднего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Ключевые слова: культура, книжная культура, дети среднего дошкольного возраста, литературное развитие.
Abstract : the problem of maintaining interest in book culture and reading as a process is more relevant today than ever. Ability bright, emotionally respond to what they read, to see the events depicted, eager to experience them. A middle-aged preschooler, accustomed to the book, has an invaluable gift to easily "enter" into the content of what he heard or read, "live" it. The book provides an opportunity to think, it teaches to reflect on new information, develops creativity, creativity, ability to think independently, teaches to analyze, lay in the preschool moral and cultural values. Key words : culture, book culture, children of middle preschool age, literary development.