Приложение МААМ

Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения

Япринцева Елена
Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Япринцева Елена Витальевна

Учитель - дефектолог, тифлопедагог МКДОУ д/с №203 компенсирующего вида "Радужка"

город Новосибирск

Тема "Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения"

Публикация «Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Аннотация: В статье описывается опыт работы образовательного учреждения коррекционной направленности по социализации детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: социализация, лечебно – восстановительная работа, коррекционно-педагогическая работа, взаимодействие с родителями, социум.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Елизавета Ивановна Тихеева

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Выраженное падение зрения либо функциональные нарушения, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения имеет выраженный характер.

К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте является амблиопия и косоглазие.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности.

Родители таких детей отличаются повышенной тревожностью и неправильными родительскими установками. Среди которых самой распространенной является - гиперопека.

Наш детский сад посещают 114 дошкольников с нарушением зрения, прошедшие через ПМПК и получившие статус ОВЗ. Среди воспитанников ДОУ есть дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития (детский церебральный паралич, нарушения речи, задержку психического развития, легкие когнитивные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Так как 90 % наших воспитанников обучаются в общеобразовательных школах, основная задача дошкольного учреждения, прежде всего, создать условия для успешной социализации детей с нарушением зрения.

Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должны овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением. Для этого мы используем походы в парки, экскурсии, посещение магазинов, ателье, посещение театров. Знакомясь с миром взрослых, дети получают представление о реальной жизни, которая перестает быть для них непонятной и враждебной.

На занятиях по социально-бытовой ориентировки дети овладевают простыми трудовыми навыками ( например: учатся, как приготовить компот, порезать винегрет, испечь печенье для мамы, полить цветы, помыть игрушки и т. д.) Простые, казалось бы, действия, помогают ребенку с нарушением зрения почувствовать себя "как все". Они учатся быстро и точно выполнять, трудовые действия, проявляют интерес к деятельности взрослых, имеют отчётливые представления о многообразии профессий. Это позволяет в повседневном поведении проявлять такие качества как трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т. е. у детей формируется такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки.

Большое внимание в работе по социализации дошкольников уделяем развитию коммуникативных навыков. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в выражении своих эмоций. В нашем дошкольном учреждении проводятся праздники, постановки сказок, открытые занятия, совместные развлечения с родителями (соревнования, викторины) На таких мероприятиях дети не только погружаются в мир различных эмоциональных состояний и переживаний, но и учатся общаться, чувствовать себя значимыми. Такие мероприятия благотворно влияют и на родителей дошкольников, особенно на пап. Так как любой родитель хочет гордиться своим ребенком.

На всем протяжении пребывания ребенка с нарушением зрения в дошкольном учреждении он находится в системе психолого-педагогического сопровождения, которое включает в себя:

Лечебно - восстановительный блок, обеспечивающий специфическое лечение, восстановление, охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей.

Коррекционно-педагогический блок, который включает в себя работу учителя - дефектолога, музыкального руководителя, учителя - логопеда, воспитателя. Работа всех педагогов направлена на формирования уровня социальных компетенций. Вся коррекционно-педагогическая работа строится на основе ведущих дефектологических принципов — индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребёнка с нарушением зрения.

Блок социального партнерства. В нашем дошкольном учреждении мы используем потенциальные возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями. В рамках партнерство наладили связи с благотворительными организациями: Благотворительный фонд «Солнце в ладошках», благотворительный фонд «Детские домики» социальное агентство «Максора»

В рамках работы с этими организациями проходят мероприятия для родителей детей с ОВЗ, походы в театр, на выставки, обеспечение специальным оборудованием лечебной и коррекционной среды ДОУ. Налажено и сетевое взаимодействие в пределах района для социализации воспитанников (Центр спортивной подготовки «Заря», Школа традиционного русского искусства «Ясница», библиотеки)

Весь коллектив нашего ДОУ работает над тем, чтобы дети чувствовали себя в этом мире дома и проявляли свои лучшие качества, раскрывались как личности и в дальнейшим стали полезными членами общества

Список литературы:

1. Л. А. Дружининой Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации Челябинск, 2008г.

2. Плаксина Л. И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир. // «Дефектология», 1985г.

3. Плаксиной Л. И Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения М. : ИКП РАО, 1995.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998г.

5. Подколзиной Е. Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с на­рушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. — М. : Город Детства, 2007 г.

6. Солнцева Л. И. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1997г

7. Садовников И. Н. Мотивация в жизни человека // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 17–24.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД»Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД» Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида по теме недели «Транспорт. ПДД» В моей работе достигать положительных результатов.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего видаПроект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский,творческо-информационный.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 3 марта 2022 в 09:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Япринцева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД