Япринцева Елена
Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Япринцева Елена Витальевна
Учитель - дефектолог, тифлопедагог МКДОУ д/с №203 компенсирующего вида "Радужка"
город Новосибирск
Тема "Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения"
Публикация «Создание условий в ДОУ компенсирующего вида для социализации дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Аннотация: В статье описывается опыт работы образовательного учреждения коррекционной направленности по социализации детей с нарушением зрения.
Ключевые слова: социализация, лечебно – восстановительная работа, коррекционно-педагогическая работа, взаимодействие с родителями, социум.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Елизавета Ивановна Тихеева
Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Выраженное падение зрения либо функциональные нарушения, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения имеет выраженный характер.
К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте является амблиопия и косоглазие.
Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.
Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности.
Родители таких детей отличаются повышенной тревожностью и неправильными родительскими установками. Среди которых самой распространенной является - гиперопека.
Наш детский сад посещают 114 дошкольников с нарушением зрения, прошедшие через ПМПК и получившие статус ОВЗ. Среди воспитанников ДОУ есть дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития (детский церебральный паралич, нарушения речи, задержку психического развития, легкие когнитивные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Так как 90 % наших воспитанников обучаются в общеобразовательных школах, основная задача дошкольного учреждения, прежде всего, создать условия для успешной социализации детей с нарушением зрения.
Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должны овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением. Для этого мы используем походы в парки, экскурсии, посещение магазинов, ателье, посещение театров. Знакомясь с миром взрослых, дети получают представление о реальной жизни, которая перестает быть для них непонятной и враждебной.
На занятиях по социально-бытовой ориентировки дети овладевают простыми трудовыми навыками ( например: учатся, как приготовить компот, порезать винегрет, испечь печенье для мамы, полить цветы, помыть игрушки и т. д.) Простые, казалось бы, действия, помогают ребенку с нарушением зрения почувствовать себя "как все". Они учатся быстро и точно выполнять, трудовые действия, проявляют интерес к деятельности взрослых, имеют отчётливые представления о многообразии профессий. Это позволяет в повседневном поведении проявлять такие качества как трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т. е. у детей формируется такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки.
Большое внимание в работе по социализации дошкольников уделяем развитию коммуникативных навыков. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в выражении своих эмоций. В нашем дошкольном учреждении проводятся праздники, постановки сказок, открытые занятия, совместные развлечения с родителями (соревнования, викторины) На таких мероприятиях дети не только погружаются в мир различных эмоциональных состояний и переживаний, но и учатся общаться, чувствовать себя значимыми. Такие мероприятия благотворно влияют и на родителей дошкольников, особенно на пап. Так как любой родитель хочет гордиться своим ребенком.
На всем протяжении пребывания ребенка с нарушением зрения в дошкольном учреждении он находится в системе психолого-педагогического сопровождения, которое включает в себя:
Лечебно - восстановительный блок, обеспечивающий специфическое лечение, восстановление, охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей.
Коррекционно-педагогический блок, который включает в себя работу учителя - дефектолога, музыкального руководителя, учителя - логопеда, воспитателя. Работа всех педагогов направлена на формирования уровня социальных компетенций. Вся коррекционно-педагогическая работа строится на основе ведущих дефектологических принципов — индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребёнка с нарушением зрения.
Блок социального партнерства. В нашем дошкольном учреждении мы используем потенциальные возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями. В рамках партнерство наладили связи с благотворительными организациями: Благотворительный фонд «Солнце в ладошках», благотворительный фонд «Детские домики» социальное агентство «Максора»
В рамках работы с этими организациями проходят мероприятия для родителей детей с ОВЗ, походы в театр, на выставки, обеспечение специальным оборудованием лечебной и коррекционной среды ДОУ. Налажено и сетевое взаимодействие в пределах района для социализации воспитанников (Центр спортивной подготовки «Заря», Школа традиционного русского искусства «Ясница», библиотеки)
Весь коллектив нашего ДОУ работает над тем, чтобы дети чувствовали себя в этом мире дома и проявляли свои лучшие качества, раскрывались как личности и в дальнейшим стали полезными членами общества
Список литературы:
1. Л. А. Дружининой Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации Челябинск, 2008г.
2. Плаксина Л. И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир. // «Дефектология», 1985г.
3. Плаксиной Л. И Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения М. : ИКП РАО, 1995.
4. Плаксина Л. И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998г.
5. Подколзиной Е. Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. — М. : Город Детства, 2007 г.
6. Солнцева Л. И. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1997г
7. Садовников И. Н. Мотивация в жизни человека // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 17–24.