Маргарита Плюта
Создание информационной личностно-ориентированной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная среда для детей включает :
–информацию для детей;
–компоненты детской субкультуры;
–тематические стенды.
1. К информации для детей относятся :
– «Новости дня», представляющие собой краткое прямое сообщение, написанное
воспитателем или под его руководством (с детьми 6-7лет) и вывешенное на всеобщее обозрение. Письмо на стенде обычно состоит из специфических компонентов: особого приветствия, даты, календарных событий, плана работы на день, особых объявлений, просьб или заданий;
– Тема проекта или тема недели.
Публикация «Создание информационной личностно-ориентированной среды в группе» размещена в разделах
-Модель трех вопросов: для организации обсуждения выбранной темы может быть беседа по принципу трех вопросов, где воспитателю необходимы листы и маркеры, с помощью которых он будет фиксировать высказывания детей.
Первый вопрос: «Что мы знаем?». Второй вопрос «Что мы хотим узнать?». Третий «Как нам это сделать?»
– Модели поведения, модели решения проблемы, правила группы и правила работы в центрах.
-«Работающий» стенд «Я выбираю». Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Я выбираю», что способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка. Основная цель данного пособия является: научить ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.
2. Компоненты детской субкультуры
Группа должна принадлежать детям, а значит, в ее оформлении должны быть отражены
интересы детей, особенности их культуры, говоря другими словами, группа должна быть
насыщена компонентами детской субкультуры. Они помогают ребенку глубже познать и
раскрыть свои возможности и возможности других детей, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы : постоянные
( разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами; модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Ладошки» и др., временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформленные совместно с родителями) и продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки-малышки, альбомы, фото-альбомы, макеты и т. п.).
Например:
Стенд «День рождения». Стенд с фотографиями детей и обозначением дня его рождения. Можно дополнить этот стенд названием сезонов, месяца, числа (решая задачи познавательного развития).
Стенд «Здравствуйте, я пришел!» Располагая утром свою фотографию на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок, приходя в детский сад, ставит свою фотографию, говоря о том, что он пришел. Вечером, уходя, фотографии убираются. Способствует комфортной обстановке, формированию эмоционально индивидуального подхода педагога.
«Мои достижения». Этот стенд чаще всего располагается в раздевальной
комнате для информирования родителей о достижениях и успехах ребенка. В
творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно
с ребенком пишут о его достижениях, например: «Я научился завязывать
шнурки!», «Наконец-то я научился считать до 10 в обратном порядке!» и т. п.
«Звезда недели». На самом видном месте в группе располагается плакат
ребенка, избранным «звездой недели». Плакат, как правило, оформляется
ребенком совместно с родителями. На нем в красочной творческой форме
дается информация о ребенке : фото, его любимое имя (Маша, Машенька,
Машутка и т. п., день рождения, любимый цвет, блюдо, книга, животное и
т. п. Каждый ребенок группы по очереди становится «звездой недели». Эти
плакаты постоянно висят в группах. Ценность их в том, что они направлены на формирование положительной «Я» – концепции, развитие самосознания и самооценки.
«Коллаж интересов», «Все обо мне» или «Мой плакат» – это, своего рода, домашнее задание для родителей с детьми. На листе ватмана, куске обоев изображается силуэт ребенка, располагается фоточленов его семьи, друзей, хобби (чем-то похож на стенд «Звезда недели»);
«Деловые хлопоты». Это чаще всего коробочка с бейджиками с надписью
роли, которую сегодня ребенок выполняет: «Бармен», «Счетовод»,
«Гардеробщик», «Эколог», «Миротворец», «Главный строитель», «Директор
гаража» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать
непосредственное участие в ежедневных работах в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Кроме перечисленных компонентов, на стенах групповой и раздевальной можно разместить
: -фотографии детей и членов их семей (или в детских мини-альбомах);
-собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со
взрослыми;
-выставки детских работ на тему;
-разнообразные индивидуальные или коллективные коллажи;
- список умений или знаний, на которых будет фокусироваться внимание в этом месяце (неделе и т. п.);
-на личном шкафчике ребенка – его фото, его любимое имя. Там же располагается кармашек для работ ребенка или связи педагога с родителями для писем, записок, информации;
3. Тематические стенды дают возможность размещать разнообразный иллюстративный
материал по темам проектов, по изучаемым темам.
Организованная таким образом в группах личностно-ориентированная среда, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков как инициативность, самостоятельность, творчество. Группы, построенные как единое сообщество, отличает динамизм: в них присутствует стимул и царит дух энергии. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.