Татьяна Кущ
Современные инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кущ Т. В.
высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад комбинированного вида №41
Г. Усть-Лабинск
МО Усть-Лабинский район.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Публикация «Современные инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой данного вида искусства и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» [5], она и в самом человеке. Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление [1].
Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности [4]. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Ещё в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Вдумайтесь, ещё Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают и наполняют её и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм. Игровое творческое развитие ребёнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение [3]. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков,
работы над ощущением формы,
развития двигательной координации,
развития чувства ритма.
КООРДИНАЦИОННО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность[2].
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности заключается в том, что они представляют собой первые опыты детей исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры
развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены
движений);
повышают общий уровень организации ребёнка;
направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,
выразительно-речевого интонирования, координации движений.
ХОР РУК
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.)[2].
Особенностями технологии является :
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка
4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
5. Является одной их форм арт-терапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
7. Способствует развитию чувства ритма.
8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением [2].
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
Выделяю условно следующие направления:
звучащие жесты и музыка моего тела.
Звучащие жесты - это первые инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом. Звучащие жесты – это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх анатомические звуки, это известный приём, который помогает детям представить звучание окружающего вас мира вокруг.
шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры [6].
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
В музыкальной деятельности с детьми считаем необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра [6]!
Общение детей с примарными инструментами развивает:
музыкальность,
тембровый слух,
тонкость восприятия,
ассоциативность,
художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий.
Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкальные и творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Библиографический список:
1. Баренбойм Л. А., Система музыкального воспитания К. Орфа. - Ленинград. Музыка. 1970г.
2. Боровик Т. А., Пути педагогического творчества. // Музыкальный руководитель. - 2004г. №1, №2, №4 ,№5, №6.
3. Буренина А. И., Коммуникативные танцы – игры для детей. -С-П. Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В., Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
5. Теплов Б. М., Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т. – М, 1985. – Т. 1
6. Тютюнникова Т., Элементарное музицирование – «Знакомая незнакомка». // Дошкольное воспитание. 1997г. №8, 2000г. №5.